Звук [Л]
I. Правильная артикуляция звука [Л]:
губы — раскрыты, занимают нейтральное положение или же положение, необходимое для произнесения предшествующего (последующего) звука;
зубы — разомкнуты;
язык — кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, передняя и средняя части спинки языка опущены, боковые края языка тоже опущены (иногда с одной стороны, чаще с двух сторон), между ними и коренными зубами остаются щели, через которые выходит воздушная струя, задняя часть спинки языка поднята к мягкому нёбу и несколько оттянута назад. Форма языка напоминает седло: кончик языка и задняя часть спинки подняты, передняя и средняя части спинки вместе с краями опущены;
мягкое нёбо — поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;
голосовые связки — напряжены, сближены, вибрируют, давая голос;
воздушная струя — при выходе попадает в ротовую полость и выходит по бокам языка, поэтому звук л и называют боковым.
Мягкий звук л' отличается по артикуляции от парного твердого следующим: губы растянуты в стороны, как при улыбке, кончик языка поднят несколько выше и упирается в альвеолы, средняя и задняя части спинки языка подняты и продвинуты вперед к концу твердого и началу мягкого нёба, что и дает смягчение.
Предрасполагающими факторами, ведущими к неправильному произношению звука л, могут быть следующие:
- укороченная подъязычная связка, ограничивающая движения кончика языка вверх;
- слабость мышц языка;
- нарушения фонематического слуха.
Ф. М. Фомичева "Воспитание у детей правильного произношения".
II. Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звука [Л]
Упражнение "Забор" (Губы в улыбке, зубы сомкнуты, верхние и нижние резцы обнажены, расстояние между зубами 1 мм) - "Окно" (из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.) - "Мост" (из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5. ) - "Лопата"(последовательно выполнять упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения языка «Мост» выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным и широким. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Удержать под счет до 5 . Язык на губе) - "Пароход" (из положения «Мост» выполнить упражнение «Лопата». Закусить кончик языка (зубы должны быть видны) и длительно произносить звук [ы] 2—3 секунды. Кончик языка прикушен верхними и нижними резцами) - "Пароход гудит" (выполнять упражнение «Пароход». Попросить ребенка открыть рот и произнести звук [а]. Слышится слог «ла». Повторить 3—4 раза).
III. Дидактический материал для автоматизации звука [Л]
1 часть 2 часть
|