Звук [Р]
I. Правильная артикуляция звука [Р]
Характеристика звука "Р": согласный, дрожащий, переднеязычный, сонорный, звонкий, твердый.
Парного ему глухого звука в русском языке нет, парный по мягкости звук "Р'".
При произнесении звука Р в норме органы речи принимают следующее положение:
Губы: открыты
Зубы: разомкнуты.
Язык:
- кончик: неплотно прилегает к верхним альвеолам и под влиянием струи периодически колеблется, то прилегая к альвеолам, то отходя от них. Быстрота колебаний от 2—3 до 30 в секунду;
- передняя часть спинки: широко распластана;
- корневая и средняя часть спинки языка неподвижны и напряжены;
- боковые края: приподняты, упираются в верхние зубы и образуют довольно широкое сужение — канал для воздушной струи, которая поступает на кончик языка;
Мягкое небо: поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе по бокам.
Голосовые связки: сомкнуты и вибрируют.
Воздушная струя: сильная, холодная, направленная, идет по средней линии.
Предрасполагающими факторами неправильного произношения звука [Р] являются следующие:
- укороченная подъязычная связка, ограничивающая движение вверх кончика языка и передней части спинки языка;
- слабость мышц языка;
- неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения;
- нарушения фонематического слуха.
Ф. М. Фомичева "Воспитание у детей правильного произношения".
II. Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звука [Р].
Упражнение "Забор" (Губы в улыбке, зубы сомкнуты, верхние и нижние резцы обнажены, расстояние между зубами 1 мм) - "Окно" (из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.) - "Мост" (из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5. ) - "Парус" (Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы. Следить, чтобы язык не провисал, а был напряженным и широким, определялась подъязычная связка. Удержать под счет до 5. ) - "Цокает лошадка" (из положения «Парус» при широко открытом рте цокать языком. Челюсть неподвижна. Язык за верхними зубами. Рука держит подбородок, чтобы он не двигался во время щелканья. Выполнить 5—6 раз.) - "Молоток" (из положения «Парус» стучать языком и произносить звук [д]. Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта. Примечание: если исправляется горловой звук, то произносится звук [т]. Следить, чтобы не было назального оттенка, не напрягался голос и не поднималась нижняя челюсть. Постучать со звуком [д, т] 5—6 раз.) - "Дятел" (из положения «Парус» и «Молоток» произносить звук [д] в ускоренном темпе. Серии ударов языком по альвеолам напоминают стук дятла: «Д — ддд», «Д — ддд» (один удар и несколько ударов в быстром темпе). Выполняется 3— 5 таких серий) - "Пулемет" (из положения «Парус» выполнять упражнение «Дятел» и добавлять воздушную струю, как толчок воздуха: «Д — ддд» + толчок сильной воздушной струи. Возникает вибрация языка — «дрр»).
Материал взят из книги Архиповой Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М.: АСТ: Астрель, 2008.
III. Дидактический материал для автоматизации звука [Р]
1 часть 2 часть
|