Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Это интересно!


Умные игры!

 

Энциклопедия для мам и пап

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Вторник, 23.07.2019, 11:11
Приветствую Вас Гость | RSS
  Сайт учителя-логопеда Дуркиной Марины Владимировны
 
Главная | Регистрация | Вход
Мастер-класс "Формирование фонематического слуха и восприятия у старших дошкольников"


 Форма проведения – лекционно-практическое занятие.

 Цель.  Создание условий для повышения профессионального уровня воспитателей.

Задачи:

  1. Пополнить теоретические знания воспитателей о фонематическом слухе и восприятии у воспитанников старшего дошкольного возраста.
  2. Показать методы и приемы формирования фонематического слуха и восприятия у дошкольников.
  3. Способствовать применению полученных знаний в совместной образовательной деятельности, индивидуальной работе.

ЛЕКЦИОННАЯ ЧАСТЬ

   Фонематический слух (Фонематика) — различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного.

   При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

   Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих.

 Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

  Для успешного обучения чтению и письму обязательным условием является формирование фонематического слуха и восприятия, развитие навыков звукового анализа.

  Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты часто без специальной «тренировки» не достигают нужного уровня развития.

  Исследователь детских речевых нарушений профессор Р. Е. Левина, изучая закономерности формирования речи детей в норме и патологии, выделяет пять этапов, которые проходит ребенок в овладении речью.

  I этап – дофонемный. У ребенка полностью отсутствует дифференциация звуков, понимание речи и собственно активная речь.

 II этап - различие наиболее контрастных или далеких фонем, но отсутствует дифференциация близких фонем. Произношение ребенка неправильное, искаженное. Он не различает правильного и неправильного произношения других людей, не замечает особенностей своего произношения. Ребенок одинаково реагирует на правильно произносимые слова и на те искаженные слова, которые взрослые произносят так, как их произносит сам ребенок.

III этап - ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и способен замечать различие между правильным и неправильным произношением. Речь еще остается неправильной. Однако начинает наблюдаться приспособление к новому восприятию, выражающемуся в появлении промежуточных звуков между звуками, произносимыми ребенком и взрослыми.

IV этап - получают преобладание новые образцы восприятия звуков.

Однако у ребенка еще не вытеснена предшествующая форма, и он узнает неправильно сказанные слова. Активная речь достигает почти полной правильности.

 V этап - завершается процесс фонематического развития. Ребёнок слышит и говорит правильно. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

   В процессе овладения системой фонем родного языка, важное значение имеют речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Таким образом, в процессе формирования звукопроизношения очень важное значение имеют:

- слух и фонематическое восприятие;

- моторика речевого аппарата, т.е. подвижность органов речи.

   Все чаще при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия, либо нарушением как моторики, так и фонематического восприятия.

   По причине плохого развития фонематического слуха дети не могут оценить свою речь с точки зрения правильности произношения звуков.    То есть они слышат то что сами произносят или то что произносят другие люди очень приблизительно

   Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. 

   Фонематическое восприятие содержит в себе два компонента: фонематический слух - это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию и элементарный звуковой анализ.

   Дети с хорошим фонематическим восприятием достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения.  

    В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень развития фонематического восприятия; они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

    Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.

   Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет, то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка. Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут отдифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами, для них, звучат одинаково, например, локти – ногти, точка – дочка, дачка – тачка и т.д. Т.е. язык у ребёнка нарушен на фонемном уровне, т.е. восприятие недоразвито, отсюда, нет способности различать значимые единицы языка (морфемы, слова и т. д.).

   У ребенка с подобными нарушениями тяжело формируется звукопроизношение, в процессе чтения и письма наблюдаются многочисленные ошибки, и поэтому им необходима помощь специалиста.  

 Методы проверки фонематического слуха у дошкольников.

  1. Показать ребенку похожие по звуковому наполнению картинки. Названия должны различаться только одним проверяемым звуком.
  2. Повторить цепочки слогов или слов с оппозиционными звуками.
  3. Хлопнуть в ладоши, если ребенок услышит заданный звук.

        Образовательные технологии в процессе формировании фонематического слуха и восприятия у дошкольников.

  1. Здоровьесберегающая (Су-Джок терапия, биоэнергопластика, кинезеологические упражнения, физминутки и др.).
  2. Информационно-коммуникационная (интерактивные игры, презентации).
  3. Игровая (словесные, настольные игры).

  Для того чтобы результат работы по формированию фонематического слуха и восприятия был успешным, необходимо, чтобы коррекционная работа носила не эпизодический, а системный, комплексный характер.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

  1. Представление педагогам интерактивных игр, презентаций.
  2. Показ упражнений (биоэнергопластика, кинезиология, Су-Джок терапия)

 Методы и приемы формирования фонематического слуха и восприятия у дошкольников.

  1. Прием уточнения артикуляции звуков.

Используем зрительные, кинестетические и тактильные, слуховые восприятия.

  1. Приемы интонационного выделения звука.

Проводится в такой последовательности:

  • длительное произнесение только начального звука (ссссом, рррука, ммммак);
  • длительное произнесение согласного звука в конце слова (маккк, суппп, токккк, коттт - взрывные);
  • произнесение взрывных в начале слова (бббак, дддом, ппалка);
  • последовательное выделение каждого звука в слове (лллиса, лиииса, лиссса, лисааа).
  1. Прием говорения или скандирования.
  2. Метод составления звуковой модели.
  3. Метод индивидуальных заданий.
  4. Метод игры.

Этапы работы по развитию фонематического слуха и восприятия.

Первый этап - узнавание неречевых звуков.

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Игры «Угадай, что звучало», «Шумящие мешочки», «Волшебная палочка», «Жмурки», «Похлопаем». 

Второй этап- различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

Игры «Узнай свой голос», «Громко-тихо», «Три медведя».

Третий этап - различение сходных по звучанию слов.

Игры «Слушай и выбирай», «Верно-неверно». 

Четвертый этап - различение слогов.

Игры «Похлопаем», «Что лишнее?». 

Пятый этап - различение звуков.

Игры «Кто какой звук издает?», «Похлопаем». 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЕЙ

  Воспитатели объединяются в группы по 4 человека. Каждой группе предлагается задание на создание одного задания (одной игры, упражнения) на формирование фонематического слуха и восприятия с использованием ИКТ, или здоровьесберегающей технологии.

РЕФЛЕКСИЯ.

  1. Дискуссия по теме (выражение своего мнения, выработка коллективной позиции).
  2. Ответы на интересующие вопросы.

Литература

 

  1. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез. – 112 с.
  2.  Русских Г.А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности /Г. А. Русских //Методист. – 2002. –  № 1. С. 38–40.  
  3. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей –– М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. — 32 с. – (Практическая логопедия.)
  4. Учебник // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967.  [Электронный ресурс] режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0286/index.shtml?from_page=48

 

 


Copyright MyCorp © 2019