Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Это интересно!


Умные игры!

 

Энциклопедия для мам и пап

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Вторник, 23.07.2019, 11:12
Приветствую Вас Гость | RSS
  Сайт учителя-логопеда Дуркиной Марины Владимировны
 
Главная | Регистрация | Вход
Семинар -практикум "Правильная речь воспитателя - залог грамотной речи воспитанников"


 Цель: Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры. Повышение компетентности в области культуры речевого общения в целом.

Задачи: Расширить представление о речевой культуре педагога, как основного инструмента культуры в целом. Познакомить с рядом специальных упражнений, способствующих сохранению и совершенствованию речевого и голосового аппарата. Помочь совершенствовать владение нормами литературного языка. Убедить в необходимости регулировать свое речевое поведение в общении с дошкольниками и другими людьми.  

План проведения:

  1. Культура речи педагога.
  2.  Речевое дыхание.
  3.  Юмористическая пауза. Упражнение "Шушаника Минична".
  4.  Игра-треннинг «Знатоки русской речи».
  5. Упражнение «Переведите пословицы на русский язык».
  6. Итог.

1. Культура речи педагога.

   Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура воспитателя, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности воспитанника.   В профессии воспитателя, слову принадлежит ведущая роль — оно является главным инструментом воздействия на личность воспитанника, «орудием» его обучения и развития.

   К устной речи современного педагога предъявляется ряд требований, основным из которых, безусловно, выступает грамотность. В наиболее общем смысле — это отсутствие ошибок, «слов-паразитов», умение изъясняться кратко, когда ситуация не требует детального уточнения.  Однако, грамотность — не единственная значимая характеристика устной речи, поскольку владение ее выразительными возможностями во многом обусловливает эффективность работы современного педагога.   Эмоциональная, лексическая, фонетическая, грамматическая и звуковая выразительность в профессиональной деятельности педагога играют немаловажную роль.

   Эмоциональная выразительность — характеризуется «насыщенностью» чувствами произносимых слов, речи в целом.  По некоторым данным, понимание речи на 40 % зависит от ее экспрессивности. В педагогической профессии   значима — «артистичность» интонаций, поскольку это позволяет оказывать эффективное воспитательное воздействие.  Эмоционально окрашенные отдельные слова или произносимые с «особой интонацией» фразы  делают  речь  педагога  «живой»,  акцентируют  внимание  на  наиболее  важных  моментах.  И  наоборот  —  ровная,  не  насыщенная  чувствами  речь  педагога  не  может  мотивировать  к  изучению  материала,  развитию  интереса  воспитанников  к  чему-либо,  снижая  тем  самым  эффективность  образовательного  процесса;

 Лексическая выразительность — это свойство речи, основанное на использовании точных, ярких, нестандартных, образных слов и словесных оборотов, а так же  синонимов, омонимов и терминов. В целях  профессионального  самосовершенствования  необходимо  постоянно  обогащать  речь,  используя  ее  лексическое  богатство.

  Фонетическая выразительность — это умение педагога владеть хорошим и грамотным произношением, ритмикой, темпом и громкостью. Не уместен для педагога «пулеметный» темп, еще хуже  крик,  а  тем  белее  визг.  Старая  восточная  мудрость  гласит:  если  ты  кричишь,  значит,  ты  не  прав  и  слаб. 

   Тембр голоса  —  это  обязательный  атрибут  речи  каждого  педагога.

     Бас,  баритон  всегда  ласкают  слух,  а  визгливый,  хриплый,  глухой  голос  портят  восприятие  даже  правильных  по  смыслу  слов.      

Звуковая  выразительность,  так  же  присуща  педагогам.  Она  заключается  в  сопровождение  высказываний  уместным/неуместным  покашливанием,  вздохами,  хмыканьем,  смехом,  несущими  смысл  звуками  «у-у-у»,  «а-а-а».

   Педагогически  совершенная  речь  отличается  ясностью  вложенной  в  нее  мысли,  выразительностью  слов  и  интонаций,  четкостью  произношения,  нужной  громкостью,  использованием  уменьшительных  и  ласкательных  слов,  идиомов (лингв. устойчивый оборот речи, фразеологизм «спустя рукава»),  афоризмов,  пословиц,  дидактических  повторов...

 Педагогу присуще сопровождение речи комплексом неречевых средств, а именно:  мимики,  жестов,  позы,  осанки,  походки.  Педагогу,  нацеленному  на  профессиональное  саморазвитие,  при  организации  педагогического  общения  следует  помнить  о  мимике,  продумывать,  какая  она  должна  быть,  какая  она  есть,  когда  и  как  ее  менять;  следует  избегать  бессмысленной  жестикуляции.

Анализируя особенности педагогического общения,  важно отметить и такую особенность (имеющую негативную характеристику), как психотравмирующее для детей и их родителей поведение педагога (дидактогению).  Другими словами, это унижение детей, неуважительное отношение, прилюдное высмеивание.    Считаю недопустимым подобное «речевое поведение».     Рекомендуется придерживаться следующих основных рекомендаций при организации продуктивного педагогического общения:

  1. Умей признавать свои ошибки и старайся не повторять их;
  2. Если   воспитанники совершают что-то плохое, подумай, где ты совершил ошибку;
  3. Чаще вспоминай  себя  в  детстве  —  легче  будет  понять  детей;
  4. В  конфликтных  ситуациях  старайся  представить  себя  на  месте  своего   воспитанника;
  5. Не  принуждай  ребенка  к  откровенности,  умей  ждать!
  6. Старайся  видеть  даже  самые  маленькие  успехи  детей  и  радоваться  им;
  7. Организуй  работу  с  детьми  так,  чтобы  они  как  можно  больше  общались  друг  с  другом,  слышали  друг  друга;
  8. Ничего  не  делай  за  своих  воспитанников,  но  делай  вместе  с  ними;
  9. Развивай  в  себе  умение  быть  смешным,  смеяться  над  собой,  своими  недостатками

2. Речевое дыхание.

Дыхание во время речи – фонационное дыхание. Когда мы говорим наше дыхание должно подчиняться нашей воле.

Динамическая пауза.

Стоя. Спина прямая. Руки, шея, плечи – свободные.

Упражнение 1 – «Свеча». Ровный интенсивный выдох.

Берем полоску бумаги 15x4 см, подносим ко рту на 5 – 7 см., губы в трубочку, дуем на полоску бумаги.

Упражнение 2 «Проколотый мяч». Интенсивный выдох, не ослабевающий к концу.

Имитируйте мяч, который прокололи шилом: сссссссссссс

Ладони рук охватывают грудную клетку как можно выше. Выполнять легко, без напряжения.

Упражнение 3 «Звукоподражание»

Звуки природы.

 3. Юмористическая пауза. Упражнение "Шушаника Минична"

Содержание. Упражнение выполняется в кругу каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: Скажите пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке, например "Шушаника Минична". В ответ на это первый участник дожжен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например, очень приятно Шушаника Минична с вами познакомиться или какое у вас необычное имя, красивое имя. После этого Шушаника Минична задает вопрос своему соседу слева "представьтесь, пожалуйста" и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.

Марковна Перлачнивна

Андрия Мазаптанивна

Ювинила Хартепновна

Лизинида  Дугатрешковна

Яркосама Винигаебва

Сунекара Тушиктомовна

Аклизиада Охаревна

Пермендида Урехзововна

Самулира Вольбретовна

Холираза Передоскипна

4. Игра-тренинг: «Знатоки русской речи».

В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет овладение нормами литературного языка: орфоэпические (произношения), акцентологические (ударения), - нормы устной речи; орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические.

Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя.

Педагоги получают бланки со словами, в произношении которых наиболее часто встречаются ошибки в речи русскоязычного населения в целом и педагогов, в частности. Это ошибки, которые в своем большинстве признаются грубыми и в силу это недопустимы в речи педагогов, т.к. на его речь ориентируются воспитанники, их родители и просто окружающие.

Задание: Вам предлагаются пары слов. В каждой паре только один вариант правильный (1 или 2). Нужно выбрать правильный ответ и отметить его в соответствующей графе.

Опросный лист № 1

1.        асиммЕтрия – асимметрИя

2.        бАнты – бантЫ

3.        вклЮчит – включИт

4.        газопрОвод – газопровОд

5.        диспАнсер – диспансЕр

6.        ломОта – ломотА

7.        дремОта - дремотА

8.        зАдать – задАть

9.        зАнять – занЯть

10.     звОнит – звонИт

11.     катАлог – каталОг

12.     красИвее – красивЕе

13.     кУхонный – кухОнный

14.     меньшИнства – меньшинствА

15.     мусоропрОвод – мусоропровОд

16.     никчЕмный – никчЁмный

17.     обеспЕчение – обеспечЕние

18.     обОдрить – ободрИть

19.     осУжденный – осуждЁнный

20.     плЕсневеть – плесневЕть

21.     полигрАфия – полиграфИя

22.     пОнял – понЯл

23.     премИровать – премировАть

24.     принУдить – принудИть

25.     слИвовый – сливОвый

26.     тУфля – туфлЯ

27.     углУбленное изучение – углублЁнное

28.     хАос – хаОс

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

 

                           

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

                           

Опросный лист (ключ)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

 

2

1

2

2

2

1

1

2

2

2

2

1

1

1

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

2

2

1

2

2

1

2

1

2

1

1

1

2

1

 

Шкала оценки уровня культуры речи педагога:

0 – 2 ошибки – высокий уровень культуры речи;

3 – 6 ошибок – удовлетворительный;

7 – 10 ошибок – низкий;

 5.  Переведите пословицы на русский язык

Пословицы для первой команды

1.        Сын леопарда - тоже леопард (Африка).
/яблоко от яблони недалеко падает/

2.        Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
/шила в мешке не утаишь/

3.        Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
/В тихом омуте черти водятся/

Пословицы для второй команды

1.        Молчаливый рот - золотой рот (Германия)
/Слова - серебро, а молчание - золото/

2.        Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)
/Язык до Киева доведет/

3.        Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)
/Обжегшись на молоке, дует на воду/

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Именно поэтому к речи педагога ДОУ, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Литература.

  1. Кузнецова В.В. КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 6-1. – С. 58-60;
  2. Наумова  Татьяна  Владимировна. канд.  пед.  наук,  доцент  Арзамасского  филиала     Нижегородского  государственного  университета  им.  Н.И.  Лобачевского,  РФ  г.  Арзамас

               ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

 


Copyright MyCorp © 2019