Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Это интересно!


Умные игры!

 

Энциклопедия для мам и пап

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Вторник, 23.07.2019, 11:14
Приветствую Вас Гость | RSS
  Сайт учителя-логопеда Дуркиной Марины Владимировны
 
Главная | Регистрация | Вход
Сензитивные периоды речевого развития.


Сензитивный  период  развития  речи детей длится в среднем от 0 до 6 лет, причем начинается еще до появле­ния ребенка на свет (вспомним естественную потребность матерей разговаривать со своим еще не родившимся ребенком, петь ему  песни).

Наиболее важные этапы внутри данного периода с указанием приблизительного возраста их наступления.

В возрасте от 0 до 4.5 месяцев:

Ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное. На­помним, что в этом возрасте сознание ребенка еще не может выде­лить в отдельные картины образ мира, образ себя и образ своего взаимодействия с миром. Все впечатления ребенка об  окружающем его мире спутаны в единый клубок, в котором, однако, ярко выделя­ется красная нить - речь.

Поэтому дети способны смотреть на рот говорящего, поворачи­вать голову к источнику звучания речи. Если этого не происходит - существует вероятность того, что у младенца есть проблемы со слухом, и этот симптом - весьма веская причина для обращения к врачу. Ранняя диагностика развития ребенка, разработанная в Мюнхенском Детском Центре, позволяет спасти от неминуемой глухоты множество обреченных на нее детей.

Дети учатся подражать звукам.

В это время они постоянно выплевывают что-нибудь, надувают пузыри из слюней, что является прекрасным свидетельством начала тренировки мышц речевого аппарата.

Ребенок самостоятельно начинает располагать произносимые им звуки друг за другом, выстраивая их разнообразные последова­тельности, вслушиваясь в  мелодию  родного языка.

В возрасте около 1 года:

Ребенок сознательно выговаривает первое слово; впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли.

Но одновременно ребенок попадает в ситуацию фрустрации: прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может, одна­ко, воспользоваться этим "знанием" из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может.

Выход из данной ситуации выглядит естественным - с указанного возраста и примерно до 2 - 2.5 лет происходит лавинообразное нара­стание словаря ребенка.

В возрасте около 1.5 лет:

Ребенок начинает выражать свои чувства, желания. Это пре­красный возраст, когда он непосредственно, без обиняков говорит о том, чего хочет и чего не желает; говорит на языке чувств, используя ориентационную механику "приятно - неприятно" вместо "пра­вильно - неправильно". Первый способ ориентации в мире является естественным для человека, второй навязывается ребенку в ходе "воспитания".

Ребенок в состоянии воспринимать грамматические нормы язы­ка и способен грамматически точно сформулировать предложение. Лишь из-за нехватки некоторых слов создается ложное впечатление о наличии специфического "детского" языка с особыми грамматиче­скими нормами.

Отсюда следует два важных вывода.

Первый связан с категорическим запретом на "сюсюканье" взрослого с ребенком, на придумывание родителями для общения специального, упрощенного "детского" языка. Наоборот, в этом воз­расте, когда ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, речь взрослого должна быть грамотной, ясной и четкой. Как никогда бо­лее ребенок нуждается в том, чтобы ему как можно больше расска­зывали историй, содержащих все богатство и разнообразие слов и грамматических конструкций родного языка; историй, являющихся образцами хорошего стиля и различных по жанру.

Второй вывод связан с принципиальной возможностью дальней­шего речевого развития ребенка в билингвической среде, когда он имеет возможность осваивать сразу два языка. Причем в норме мож­но быть уверенным, что внутренней путаницы с языками не про­изойдет, и русские слова в немецких грамматических конструкциях использоваться не будут.

В возрасте 2.5 - 3 лет ребенок часто разговаривает сам с собой. Его так называемая эгоцентрическая речь - прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику, последова­тельность или непоследовательность в его мыслях, ибо все то, о чем он в настоящий момент думает, сразу же проговаривается. Это не слишком длительный этап в речевом развитии: постепенно монологи становятся внутренними, и об особенностях мышления человека в дальнейшем можно будет судить лишь косвенным образом.

В возрасте 3.5 - 4 лет:

Ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осоз­нанно. Это означает, что с помощью речи он решает свои проблемы и может, например, попросить друга закрыть окно, а не идти самому. Ребенок осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной с помощью речи и поэтому понятной окружающим.

Дети этого возраста живо интересуются символическим обозна­чением звуков - буквами, с удовольствием обводят буквы из шерша­вой бумаги и т. д.

Они могут работать с подвижным алфавитом, выкладывая друг рядом с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания - вплоть до простых слов.

Поэтому в возрасте 4 - 4.5 лет выглядит совершенно естественным следующий серьезный шаг в речевом развитии ребенка: он начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики. И это при том, что его никто не учил письму письмом. Шла косвенная подготовка его интеллектуальных и двигательных способностей (подробнее об этом - в следующем разделе).

 В возрасте около 5 лет ребенок без принуждения и само­стоятельно  учится читать: к этому ведет его логика речевого разви­тия. Поскольку процесс письма - это выражение особым образом собственных мыслей, а процесс чтения предполагает, помимо разли­чения букв и умения складывать их в слова, еще и понимание мысли других людей, которая стоит за этими словами. А это сложнее, чем выражать собственные мысли.

Отметим основную мысль Марии Монтессори, которую необходи­мо постоянно иметь в виду: если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сензитивного периода, то есть под принуждением (учиться читать, писать и проч.), то к результату они приходят позже или не приходят совсем. 

Статья написана на основе теоретических разработок AMI-Монтессори-тренера, г-жи Зольцбахер (США).


Copyright MyCorp © 2019