Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Это интересно!


Умные игры!

 

Энциклопедия для мам и пап

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Вторник, 23.07.2019, 11:17
Приветствую Вас Гость | RSS
  Сайт учителя-логопеда Дуркиной Марины Владимировны
 
Главная | Регистрация | Вход
Звук [Л]


I. Правильная артикуляция звука [Л]: 

губы — раскрыты, занимают нейтральное положение или же положение, необходимое для произнесения предшествующего (последующего) звука;

зубы — разомкнуты;

язык — кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, передняя и средняя части спинки языка опущены, боковые края языка тоже опущены (иногда с одной стороны, чаще с двух сторон), между ними и коренными зубами остаются щели, через которые выходит воздушная струя, задняя часть спинки языка поднята к мягкому нёбу и несколько оттянута назад. Форма языка напоминает седло: кончик языка и задняя часть спинки подняты, передняя и средняя части спинки вместе с краями опущены;

мягкое нёбо — поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;

голосовые связки — напряжены, сближены, вибрируют, давая голос;

воздушная струя — при выходе попадает в ротовую полость и выходит по бокам языка, поэтому звук л и называют боковым.

Мягкий звук л' отличается по артикуляции от парного твердого следующим: губы растянуты в стороны, как при улыбке, кончик языка поднят несколько выше и упирается в альвеолы, средняя и задняя части спинки языка подняты и продвинуты вперед к концу твердого и началу мягкого нёба, что и дает смягчение.

Предрасполагающими факторами, ведущими к неправильному произношению звука л, могут быть следующие:

- укороченная подъязычная связка, ограничивающая движения кончика языка вверх;

- слабость мышц языка;

- нарушения фонематического слуха.

Ф. М. Фомичева "Воспитание у детей правильного произношения".

II. Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звука [Л]

Упражнение "Забор" (Губы в улыбке, зубы сомкнуты, верхние и нижние резцы обнажены, расстояние между зубами 1 мм) - "Окно" (из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.) - "Мост" (из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5.​ ) -  "Лопата"(последовательно выполнять упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения языка «Мост» выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным и широким. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Удержать под счет до 5 . Язык на губе) - "Пароход" (из положения «Мост» выполнить упражнение «Лопата». Закусить кончик языка (зубы должны быть видны) и длительно произносить звук [ы] 2—3 секунды. Кончик языка прикушен верхними и нижними резцами) - "Пароход гудит"  (выполнять упражнение «Пароход». Попросить ребенка открыть рот и произнести звук [а]. Слышится слог «ла». Повторить 3—4 раза).

   III. Дидактический материал для автоматизации звука [Л]

1 часть                  2 часть

 

 


Copyright MyCorp © 2019