Подгрупповое логопедическое занятие (тренировочное)
Возраст воспитанников: 6 лет.
Логопедическое заключение: ФФН. Дислалия
Тема: Звук [Ш]
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально
коммуникативное развитие; физическое развитие.
Цель: автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить произношение звука [ш] на различном речевом материале;
- совершенствовать навык употребления формы родительного падежа множественного числа имен существительных.
Коррекционно-развивающие:
- дифференцировать ротовой и носовой выдох;
- развивать слуховое внимание; речевой слух;
- развивать фонематический слух; речевую активность, силу рук, мелкую моторику. Воспитательные:
- формировать навык сотрудничества, инициативности.
Планируемые результаты (целевые ориентиры): слышат заданные звуки, умеют их выделять из звукового потока, активно взаимодействуют со взрослым, участвуют в совместных играх, доводят начатое дело до конца.
Оборудование:
-для детей: схема звука «Ш», мяч резиновый массажный, ёмкости с морской солью, тактильно-кинестетические коврики для рук, индивидуальные зеркала.
- для учителя-логопеда: мультимедийное оборудование, плоскостные изображения к игре «Кошки в лукошке», мягкая игрушка «медведь».
Ход.
I. Создание мотивационного поля.
1. Приветствие.
Игра: «Поздороваемся с Мишуткой»
- Улыбнитесь всем вокруг и скорей вставайте в круг.
Мишутку по кругу передавайте, имя своё называйте.
II. Актуализация знаний и затруднение в образовательной ситуации.
Логопед:
- Ребята послушайте внимательно, подумайте и скажите, какие звуки вы услышали?
( воспитанники слушают звуки: шум ветра, дождя, шипение змеи и др.))
- Ребята шум, шелест, шепот, шипение, тишина, шорох. Какой звук слышится чаще всего в услышанном?
- Конечно, звук [Ш]
- Думаю, вы догадались с каким звуком мы будем работать сегодня.
- Со звуком [Ш].
- дайте пожалуйста характеристику звуку [ш] (согласный, твердый, глухой, парный), используя схему. Взаимопроверка.
III. Самостоятельное применение знаний на практике.
- Прежде, чем начать работать со звуком, необходимо подготовить язык к правильному и четкому произношению звука.
1. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом (комплекс упражнений для звука [Ш]).
- А что нужно еще для красивой плавной речи? Верно, правильное дыхание.
2. Упражнения на дифференциацию ротового и носового выдоха.
- широко открыть рот и спокойно подышать носом;
- закрыть одну ноздрю средним пальцем - вдох. Плавный выдох через ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю;
- вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос;
- вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать);
3. Автоматизация звука [Ш] с использование тактильно-кинестетических ковриков.
Воспитанники произносят слоговые дорожки со звуком [Ш], используя тактильно-кинестетические коврики.
4. Развитие речевого слуха. Игра «Кошки в лукошке»
Логопед берет в руки плоскостное изображение лукошка, накрытое платочком. Логопед.
-Игра, которую я хочу предложить вам, называется «Кошки в лукошке». Послушайте стихотворение.
Шел по берегу Тимошка,
Нес лозовое лукошко.
А в лукошке у Тимошки Под платком сидели кошки.
Отдохнуть прилег Тимошка,
Приоткрылось вдруг лукошко.
Из него за кошкой кошка —
Прыг на стежку из лукошка.
Кошка, белая как снег,
Выскочила раньше всех,
За нею — черная, менее проворная.
Две — исчезли под мостом,
Две — укрылись под кустом.
Ну, а серенькая кошка
Понеслась домой по стежке.
Спал Тимошка допоздна,
И в лукошке лишь одна
Оставалась кошка,
Сонная немножко.
Сколько было всех в лукошке Кошек, кроме сонной кошки?
Логопед.
- Удалось ли вам запомнить, сколько всего кошек было в лукошке? Попробуйте вспомнить и сосчитать.
- Какие слова со звуком [Ш] вы услышали?
5. Игра с массажным мячом. Чистоговорки со звуком [ш]
Цель: закрепление произношения звуков [ш].
Ша - ша - ша - эта кошка наша;
Ши - ши - ши - у зайца длинные уши;
Ши - ши - ши - в мышеловке мыши;
Ше - ше - ше - сидит жаба в камыше;
Шу – шу – шу – на бумаге я пишу;
Аш – аш – аш – в лесу шалаш;
Ыш – ыш – ыш – в вазе камыш.
6. Игра «4 лишний». Цель: развитие мышления, фонематического слуха.
- Посмотри на картинки. Назови их. Одна картинка не подходит, почему?
Ребенок выделяет картинку, в которой нет звука [ш].
7. Игра «Найди и назови».
Цель: развитие фонематического слуха, силы рук.
Ребенку предлагается емкость с солью. Необходимо выкопать предметы, назвать их, определить наличие звуков [ш] в названии предметов.
8. Пальчиковая гимнастика «Кошка и котята».
Цель: развитие мелкой моторики.
Проговаривание стихотворения сопровождается движением рук.
«Шесть котят пушистой кошки.
Захотели, есть из плошки,
Если дашь им каши манной,
Все съедят быстрее мамы».
9. Игра с баскетбольным мячом «Чего много?»
Цель: совершенствование навыка употребления формы родительного падежа множественного числа имен существительных.
Шапка - шапок, кошка - кошек, мышка - мышек, шишка - шишек, чашка - чашек, мешок – мешков, машина – машин, бабушка – бабушек, петушок – петушков, шуба – шуб, подушка – подушек.
IV. Рефлексия (итог)
Какие звуки мы сегодня закрепляли. Какое задание было самым сложным? Почему?
С чем ты справился легко?