Вход на сайт

Поиск

Это интересно!


Умные игры!

 

Энциклопедия для мам и пап

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Четверг, 18.04.2024, 05:19
Приветствую Вас Гость | RSS
  Сайт учителя-логопеда Дуркиной Марины Владимировны
 
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Использование нетрадиционных технологий в работе учителя-логопеда

 Грамотная правильная речь – это залог успеха школьного обучения, профессиональной деятельности, это умение строить общение на уровне высокой языковой культуры, это возможность карьерного роста и многогранного общения.

  26 мая 2016 года президент РФ В. В. Путин выступил на пленарном заседании съезда общества русской словесности. В своей речи он обратил особое внимание на то, что «…грамотная речь должна стать неотъемлемой частью жизни страны, по сути, правилом хорошего тона, чтобы это стало модным…».

   Хорошо развитая речь является не только одним из условий успешного обучения ребенка в школе, но и важным компонентом коммуникативных способностей человека, которые позволяют вывести наших воспитанников в современный мир более грамотными, открытыми к общению и познанию мира.

   В настоящее время отмечается рост воспитанников с речевой патологией. Это обусловлено рядом причин: увеличением числа врожденных патологий, ухудшением состояния окружающей среды, ростом патологической зависимости от компьютера.

   К сожалению, у современного дошкольника нередко наблюдаются снижение познавательного интереса, речевой и двигательной активности, отсутствие мотивации. Это побуждает меня к поиску новых форм деятельности с детьми, помогающими оптимизировать работу учителя -логопеда.

   В связи с активным внедрением инклюзивного образования в детский сад общеразвивающего (комбинированного) вида все чаще приходят воспитанники с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды. Моя задача, как учителя-логопеда, охватить работой таких детей. Традиционная совместная деятельность при работе над звуком не приносит долгожданного результата, поэтому я стараюсь использовать нетрадиционные для учителя-логопеда технологии, затрагивающие развитие мелкой и крупной моторики, в сочетании с развитием артикуляционного аппарата, различные виды массажа, а также солетерапию, имаготерапию, дидактический синквейн.

  Данные технологии я использую в совместной образовательной деятельности с воспитанниками.

   Предлагаю остановиться на некоторых технологиях и их применении в ДОУ.

Аурикулотерапия - это система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма. Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. Особенно полезно воздействие на противокозелок, соответствующий проекции головного мозга. Эту технологию я использую как в индивидуальной, так и в групповой работе с воспитанниками. После такого массажа дети становятся собранными и активными. Как и в любой работе здесь главное постоянство.

    Солетерапия – активное использование морской соли. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка - в пределах возрастной нормы. Нахождение сухой кристаллизованной соли в помещении обогащает воздух в нем оздоравливающими испарениями. Пары соли помогают устранить проблемы со стороны лор органов, успокаивают нервную систему. Воздух приобретает антисептические свойства, что особенно полезно в период всплесков вирусных заболеваний. Контактируя с кожей рук ребенка, кристаллы соли массируют ее, происходит дополнительное раздражение нервных окончаний, улучшается кровоток в мышцах, а значит, более успешно развивается мелкая моторика руки. При работе с солью я использую различные виды упражнений и заданий: перетирание, пересыпание, засыпание, отпечатки, рисование геометрических фигур, дорожек, предметов с заданным звуком, поиск спрятанных фигурок и др. Работа с солью вызывает у воспитанников неизменный интерес к совместной деятельности.

   Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Данную технологию я использую на этапе формирования артикуляционного уклада. Это повышает интерес воспитанников к работе и способствует более быстрому прохождению этапа.

   Имаготерапия - использование пересказа драматического произведения, переход рассказа в заранее запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию.

Эту технологию я часто использую с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Когда воспитаннику необходимо раскрепоститься, снять напряжение и волнение он превращается в сказочного героя, например, Колобка. И тогда происходит чудо, я уже не ребенок, а герой, и от его имени могу спокойно

говорить, по-настоящему преображаюсь. Герои могут быть из настоящих сказок, а могут быть придуманные и фантастические.

 Дидактический синквейн - форма свободного творчества, требующая от воспитанника умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Развивает способность обобщать.

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

- новая технология – открывает новые возможности речевого развития;  

- гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических конструкций, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность;

- способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий;

- является диагностическим инструментом, даёт возможность оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала;

- носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.

 Данная технология требует от воспитанников богатого словарного запаса, используя который и можно составить синквейн.

  Правила составления дидактического синквейна

• первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

• вторая строка – два слова, прилагательные;

• третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

• четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

• пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

Используя эту технологию, воспитанники составляют свой собственный рассказ, отличный от других. Затем можно обсудить рассказы друг друга, понять, чей лучше, оценить по достоинству.

  Таким образом, использование нетрадиционных технологий в логопедической практике, способствует повышению интереса воспитанников к работе над звуком, и тем самым ускоряет процесс формирования грамотной речи в целом.

Список литературы.

 

  1. Статья [Электронный ресурс] режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/52007
  2. Статья [Электронный ресурс] режим доступа: http://tibetmedicine.ru/novosti/aurikuloterapiya
  3. Статья [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33764
  4. Статья [Электронный ресурс] режим доступа: http://detki.today/biblioterapiya-i-imagoterapiya-pri-detskih-strahah.html
Категория: Мои статьи | Добавил: marina (14.01.2017)
Просмотров: 307 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Copyright MyCorp © 2024