Вход на сайт

Поиск

Это интересно!


Умные игры!

 

Энциклопедия для мам и пап

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Четверг, 25.04.2024, 17:44
Приветствую Вас Гость | RSS
  Сайт учителя-логопеда Дуркиной Марины Владимировны
 
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Воспитание и обучение детей с ОВЗ в инклюзивных условиях дошкольного учреждения
Воспитание и обучение детей с ОВЗ в инклюзивных условиях дошкольного учреждения  
 
   Как научиться работать со всеми детьми вместе, учитывая их индивидуальные потребности? Ответ на этот вопрос сейчас уже очевиден – инклюзивная педагогика. Инклюзивное образование – это гибкая система,  учитывающая потребности всех детей, независимо от их уровня образованности. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану. Инклюзивное образование является следующим шагом в развитии образования не только детей с ОВЗ, но и всей образовательной системы. Основная цель организации инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития. Детский сад имеет в своей структуре группы общеразвивающей, компенсирующей направленности. В детском саду организуются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми, консультации для родителей (законных представителей) воспитанников. Такая модель изначально предполагает учет индивидуальных потребностей детей и создание разнообразных условий в соответствии с ними. Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей и их родителей в детском саду обеспечивают специалисты: педагогпсихолог, учитель-логопед, тифлопедагог. Задачи, которые мы решаем в детском саду: создание уютного, комфортного пространства для всех; создание среды, способствующей гармоничному развитию личности; формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения, создание педагогической системы, центрированной на потребностях ребёнка и его семьи. Не ребёнок «вписывается» в существующую систему образования, а сама система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество – формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, попадая в среду нормативно развивающихся сверстников, испытывает сложности в организации общения, умении найти точки соприкосновения в игре, продуктивной деятельности, творчестве. В силу своих особенностей (умственных или физических проблем) ребенок вынужден находить свое место в среде сверстников, доказывая, что я – такой же, как все. Главный помощник в этом деле – педагог, основной задачей которого становится безболезненное включение ребенка с ОВЗ в среду сверстников. В своей работе мы придерживаемся следующих основных принципов: индивидуального подхода, поддержки самостоятельной активности ребенка, активного включения в образовательный процесс всех его участников, вариативности в организации процессов обучения и воспитания, партнерского взаимодействия с семьей. Работа инклюзивной группы осуществляется по следующим направлениям: - развивающая деятельность (развитие речи и представлений об окружающем мире, развитие познавательной сферы, игровой, исследовательской, проектной, графической, конструктивной деятельности и т. д.); - социализация в условиях совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и обычно развивающихся сверстников; - реализация коррекционной деятельности специалистов (учитель-логопед, учительдефектолог, педагог-психолог); - реализация направлений творческого развития детей (танцевально-двигательная терапия); - самостоятельная деятельность детей. Для стимуляции детской активности и самостоятельности мы используем принципы организации предметно-развивающей среды: безопасность, комфортность, учет возрастных особенностей, вариативность, информативность. Работа с воспитанниками, имеющими сложности в освоении программы, организуется по следующему алгоритму: 1. Выявление ребенка с трудностями в группе. 2. Консультация на ПМПк детского сада. 3. Направление на ТПМПК. 4. Посещение ребенком группы компенсирующей направленности. 5. Посещение инклюзивной группы (общеразвивающей направленности). 6. Разработка Адаптированной основной образовательной программы (АОП) для детей с нарушением зрения. 7. Разработка АОП для детей с ЗПР, с ТНР, с НОДА. 8. Лечение воспитанников с нарушением зрения. 9. Организация совместной деятельности с воспитанниками с ОВЗ. Обучение и воспитание сопровождается следующими документами: 1. Совмещенный индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) и индивидуальная образовательная программа (ИОП) для воспитанника с ЗПР (ТНР, НОДА) на учебный год. 2. Информационно-диагностическая индивидуальная карта для воспитателя группы № ___ с рекомендациями педагогических и медицинских специалистов по лечению и проведению занятий с (ФИ воспитанника). 3. Лист контроля динамики развития воспитанника(цы) группы общеразвивающей направленности № ___. 4. Индивидуальная карта развития воспитанника(цы). 5. Заявление родителей (законных представителей) воспитанника(цы).
 Ребенок с ОВЗ, находящийся в инклюзии в условиях группы общеразвивающей направленности, охвачен коррекционной работой специалистов в зависимости от диагноза и рекомендаций ТПМПК. Одним из интересных направлений работы с воспитанниками является танцевальная двигательная терапия, проводимая музыкальным руководителем. Цель – лечение движением. Задачи: снятие напряжения, избавление от стресса, поддержка детей с психическими и физическими недостатками, повышение самооценки. В детском саду разработана тренинговая программа адаптации «Давайте жить дружно». Цель программы – обучение родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком с ОВЗ; формирование адекватного отношения к таким детям. Программа реализуется в ходе нравственных бесед в сочетании с разнообразными играми, психо-гимнастическими упражнениями и этюдами, которые помогают в раскрепощении и объединении детей и родителей группы, учат их быть чуткими, заботливыми по отношению друг к другу, а детям с ОВЗ помогают адаптироваться к условиям детского сада. Деятельность учителя-логопеда в работе с воспитанниками с ОВЗ и детьми с инвалидностью включает традиционные и нетрадиционные методы работы: рисование на вертикальной поверхности, артикуляционный и аурикулярный массаж, игры с использованием морской соли, «колючих дорожек» с целью развития мелкой моторики и автоматизации звуков речи. Активно применяется метод биоэнергопластики, включающий совместные движения органов артикуляционного аппарата и руки. Наряду с психолого-педагогическим сопровождением воспитанников с ОВЗ и детей с инвалидностью мы решаем следующие задачи: - повышение компетентности педагогов в получении специальных знаний по коррекционной педагогике (курсы повышения квалификации); - изменение стереотипности мышления, устранение неуверенности педагогов при работе с особыми детьми (проведение мастер-классов, недель педагогического мастерства, презентаций из опыта работы педагогов); - повышение уровня родительской грамотности в вопросах психолого-педагогической и коррекционной работы (организация работы родительского клуба). Положительный опыт инклюзивного образования показывает, что ребенок, находящийся в инклюзивной группе, добивается более широких возможностей в: - социализации в обществе и положительной динамике развития, которая достигается через участие в массовых мероприятиях различного уровня (праздники, развлечения, театрализованная деятельность, спортивные мероприятия, экскурсии, флешмобы, акции, выступления, конкурсы и др.) - формировании навыков самостоятельности путем вовлечения в совместную деятельность, которая носит обучающий и воспитывающий характер, не подменяя и не вытесняя детской самостоятельности. Кроме того, инклюзивное образование позволяет успешно реализовывать индивидуальный подход в обучении, благодаря учету особенностей развития воспитанников; использованию воспитателями и специалистами адекватных методов и приемов; обеспечению дифференцированного подхода в образовательном процессе. Данная работа способствует формированию навыков толерантности у взрослых и детей через совместную деятельность, что так необходимо при включении особого ребенка в среду нормативно развивающихся сверстников. Только целенаправленная и систематическая коррекционно-воспитательная работа в тесном сотрудничестве и взаимодействии всех участников образовательного процесса может обеспечить гармоничное развитие каждого ребёнка в коллективе.
Категория: Мои статьи | Добавил: marina (04.05.2019)
Просмотров: 202 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Copyright MyCorp © 2024