Мастер-класс "Формирование фонематического слуха и восприятия у старших дошкольников"
Форма проведения – лекционно-практическое занятие.
Цель. Создание условий для повышения профессионального уровня воспитателей.
Задачи:
- Пополнить теоретические знания воспитателей о фонематическом слухе и восприятии у воспитанников старшего дошкольного возраста.
- Показать методы и приемы формирования фонематического слуха и восприятия у дошкольников.
- Способствовать применению полученных знаний в совместной образовательной деятельности, индивидуальной работе.
ЛЕКЦИОННАЯ ЧАСТЬ
Фонематический слух (Фонематика) — различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного.
При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.
Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Для успешного обучения чтению и письму обязательным условием является формирование фонематического слуха и восприятия, развитие навыков звукового анализа.
Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты часто без специальной «тренировки» не достигают нужного уровня развития.
Исследователь детских речевых нарушений профессор Р. Е. Левина, изучая закономерности формирования речи детей в норме и патологии, выделяет пять этапов, которые проходит ребенок в овладении речью.
I этап – дофонемный. У ребенка полностью отсутствует дифференциация звуков, понимание речи и собственно активная речь.
II этап - различие наиболее контрастных или далеких фонем, но отсутствует дифференциация близких фонем. Произношение ребенка неправильное, искаженное. Он не различает правильного и неправильного произношения других людей, не замечает особенностей своего произношения. Ребенок одинаково реагирует на правильно произносимые слова и на те искаженные слова, которые взрослые произносят так, как их произносит сам ребенок.
III этап - ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и способен замечать различие между правильным и неправильным произношением. Речь еще остается неправильной. Однако начинает наблюдаться приспособление к новому восприятию, выражающемуся в появлении промежуточных звуков между звуками, произносимыми ребенком и взрослыми.
IV этап - получают преобладание новые образцы восприятия звуков.
Однако у ребенка еще не вытеснена предшествующая форма, и он узнает неправильно сказанные слова. Активная речь достигает почти полной правильности.
V этап - завершается процесс фонематического развития. Ребёнок слышит и говорит правильно. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.
В процессе овладения системой фонем родного языка, важное значение имеют речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Таким образом, в процессе формирования звукопроизношения очень важное значение имеют:
- слух и фонематическое восприятие;
- моторика речевого аппарата, т.е. подвижность органов речи.
Все чаще при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия, либо нарушением как моторики, так и фонематического восприятия.
По причине плохого развития фонематического слуха дети не могут оценить свою речь с точки зрения правильности произношения звуков. То есть они слышат то что сами произносят или то что произносят другие люди очень приблизительно
Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова.
Фонематическое восприятие содержит в себе два компонента: фонематический слух - это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию и элементарный звуковой анализ.
Дети с хорошим фонематическим восприятием достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения.
В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень развития фонематического восприятия; они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.
Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.
Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет, то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка. Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут отдифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами, для них, звучат одинаково, например, локти – ногти, точка – дочка, дачка – тачка и т.д. Т.е. язык у ребёнка нарушен на фонемном уровне, т.е. восприятие недоразвито, отсюда, нет способности различать значимые единицы языка (морфемы, слова и т. д.).
У ребенка с подобными нарушениями тяжело формируется звукопроизношение, в процессе чтения и письма наблюдаются многочисленные ошибки, и поэтому им необходима помощь специалиста.
Методы проверки фонематического слуха у дошкольников.
- Показать ребенку похожие по звуковому наполнению картинки. Названия должны различаться только одним проверяемым звуком.
- Повторить цепочки слогов или слов с оппозиционными звуками.
- Хлопнуть в ладоши, если ребенок услышит заданный звук.
Образовательные технологии в процессе формировании фонематического слуха и восприятия у дошкольников.
- Здоровьесберегающая (Су-Джок терапия, биоэнергопластика, кинезеологические упражнения, физминутки и др.).
- Информационно-коммуникационная (интерактивные игры, презентации).
- Игровая (словесные, настольные игры).
Для того чтобы результат работы по формированию фонематического слуха и восприятия был успешным, необходимо, чтобы коррекционная работа носила не эпизодический, а системный, комплексный характер.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
- Представление педагогам интерактивных игр, презентаций.
- Показ упражнений (биоэнергопластика, кинезиология, Су-Джок терапия)
Методы и приемы формирования фонематического слуха и восприятия у дошкольников.
- Прием уточнения артикуляции звуков.
Используем зрительные, кинестетические и тактильные, слуховые восприятия.
- Приемы интонационного выделения звука.
Проводится в такой последовательности:
- длительное произнесение только начального звука (ссссом, рррука, ммммак);
- длительное произнесение согласного звука в конце слова (маккк, суппп, токккк, коттт - взрывные);
- произнесение взрывных в начале слова (бббак, дддом, ппалка);
- последовательное выделение каждого звука в слове (лллиса, лиииса, лиссса, лисааа).
- Прием говорения или скандирования.
- Метод составления звуковой модели.
- Метод индивидуальных заданий.
- Метод игры.
Этапы работы по развитию фонематического слуха и восприятия.
Первый этап - узнавание неречевых звуков.
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
Игры «Угадай, что звучало», «Шумящие мешочки», «Волшебная палочка», «Жмурки», «Похлопаем».
Второй этап- различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Игры «Узнай свой голос», «Громко-тихо», «Три медведя».
Третий этап - различение сходных по звучанию слов.
Игры «Слушай и выбирай», «Верно-неверно».
Четвертый этап - различение слогов.
Игры «Похлопаем», «Что лишнее?».
Пятый этап - различение звуков.
Игры «Кто какой звук издает?», «Похлопаем».
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Воспитатели объединяются в группы по 4 человека. Каждой группе предлагается задание на создание одного задания (одной игры, упражнения) на формирование фонематического слуха и восприятия с использованием ИКТ, или здоровьесберегающей технологии.
РЕФЛЕКСИЯ.
- Дискуссия по теме (выражение своего мнения, выработка коллективной позиции).
- Ответы на интересующие вопросы.
Литература
- Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез. – 112 с.
- Русских Г.А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности /Г. А. Русских //Методист. – 2002. – № 1. С. 38–40.
- Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей –– М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. — 32 с. – (Практическая логопедия.)
- Учебник // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. [Электронный ресурс] режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0286/index.shtml?from_page=48
|