Звуки [С], [З]
I. Правильная артикуляция звука [C].
Губы: не напряжены, как при легкой улыбке.
Зубы: сближены на 1-2 мм, верхние и нижние резцы обнажены.
Язык:
- кончик: широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек;
- передняя часть спинки: широкая, приподнимается к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желобка;
- средняя часть спинки опущена, посередине её образуется желобок;
- задняя частьспинки: незначительно поднята;
- боковые края: плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам.
Мягкое нёбо: поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе по бокам.
Голосовые связки не напряжены, голос не образуется.
При произнесении звука [З] голосовые связки напряжены, образуется голос.
Воздушная струя: узкая, холодная, идет по средней линии языка, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
Нарушения звучания: при правильной артикуляции образуется шум, похожий на свист; при неправильном положении органов артикуляционного аппарата происходит искажение звука с или замена его другим звуком.
Предраспологающие факторы: различные нарушения органов артикуляционного аппарата.
Ф. М. Фомичева "Воспитание у детей правильного произношения".
II. Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звука [С].
Упражнение "Забор" (перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Удержать под счет до 5) - "Окно" (из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.) - "Мост" (из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5. ) - "Забор" - "Холодный ветер" (из положения «Мост» вернуться к упражнению «Забор» и подуть на язык. Рука должна ощущать холодную струю воздуха. Выполнять 3—4 раза).
Материал взят из книги Архиповой Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М.: АСТ: Астрель, 2008.
III. Дидактический материал для автоматизации звука [С].
1 часть 2 часть
|