Концепция деятельности учителя-логопеда.
Эссе «Почему я люблю свою работу»
Своевременное овладение правильной, грамотной, чистой речью, имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью способен легко вступать в контакт, внятно выражать свои мысли и желания, планировать свою деятельность.
Хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Деятельность учителя-логопеда ДОУ направлена на оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с различными видами речевых нарушений.
Цель логопедической работы - обеспечение комплексной коррекции речевых нарушений у дошкольников в условиях логопедического пункта
Задачи:
- – выявить, преодолеть и своевременно предупредить речевые нарушения у воспитанников ДОУ;
- – формировать у педагогов профессиональную компетентность в сфере эффективного педагогического взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также профилактики и выявления проблем в речевом развитии;
- – обучить родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционной среды в семейных условиях.
Направления деятельности:
Мониторинговое (диагностическое) – создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации.
Коррекционно-развивающее – создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребёнком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.
Профилактическое – создание условий для повышения компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития.
Информационно-методическое – создание условий для освоения и внедрения инновационных технологий в области коррекции речевых нарушений, позволяющих повысить результативность коррекционного процесса в целом.
Система работы учителя-логопеда
1. Диагностический блок:
- раннее выявление детей с проблемами в развитии (в ДОУ);
- первичное обследование речи детей дошкольного возраста;
- сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии;
- динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы;
- диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса.
2. Организационный блок:
- подготовка материалов для ПМПК с целью комплектования специализированных групп для детей с нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом.
3. Блок анализа и планирования:
- анализ результатов диагностики;
- статистический учет;
- выработка стратегии коррекционно-педагогического процесса в ДОУ – планирование работы на год;
- выбор способа организации непосредственной образовательной деятельности в ДОУ: планирование индивидуальной работы с детьми;
- ведение документации.
4. Коррекционная работа:
- НОД учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи;
- совместная деятельность с педагогом - психологом по стимулированию психологической базы речи;
- совместная деятельность с воспитателями.
5. Блок профилактической и консультативной работы:
- ознакомление и принятие к сведению результатов углубленных медицинских осмотров;
- оказание консультативной помощи родителям детей с ОВЗ;
- профилактика нарушений устной речи у детей;
- организация консультативных занятий с детьми старшего возраста, имеющими возрастные нарушения в формировании речи;
- профилактика нарушений письменной речи.
6. Методическое обеспечение:
- методическая помощь педагогам ДОУ по вопросам коррекции речи;
- изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи;
- создание библиотеки коррекционно-педагогической литературы в ДОУ;
- самообразование;
- участие в работе методического объединения учителей-логопедов города;
- участие в семинарах и конференциях.
7. Оптимизация коррекционно-педагогического (логопедического) процесса:
- оборудование логопедического кабинета;
- создание картотеки наглядного, лексического, игрового и учебного материала;
- использование ТСО; создание аудио и видеотеки логопедического кабинета.
8. Блок контроля:
- проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости);
- выпускные собеседования (итоговые мероприятия);
- подведение итогов работы за учебный год.
Цифровой отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.
|