Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Это интересно!


Умные игры!

 

Энциклопедия для мам и пап

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Воскресенье, 22.09.2019, 22:14
Приветствую Вас Гость | RSS
  Сайт учителя-логопеда Дуркиной Марины Владимировны
 
Главная | Регистрация | Вход
Деловая игра «Звуковая культура речи дошкольников»


Целевая аудитория: педагоги
Цель: повышение уровня компетентности педагогов и специалистов ДОУ по вопросу «звуковая культура речи дошкольника» для эффективности педагогического воздействия при воспитании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников с учетом ФГОС.
Время работы: 1 час
Критерии оценивания:
- соблюдение регламента игры на всех этапах;
- содержание идей, предложений, инноваций;
- наиболее яркое выступление (практическое задание);
- умение вести дискуссию отвечать на вопросы.
 
Методы активного обучения:
- неимитационные (дискуссия);
- игровые методы (игровое проектирование);
- неигровые методы (анализ конкретных ситуаций, действие по инструкции);
- решение ситуативных задач, мозговой штурм.
 
Правила игры:
1. Не давать друг другу оценок, никого не обсуждать.
2. Правило участия – я принимаю участие в играх.
3. Громкость и продолжительность выступления не являются синонимами ума.
4. Всякая мысль имеет право на существование, даже если она кажется вам
неверной.
5. Слушать, не перебивать.
6. Правило хорошего настроения.
 
Ход игры.
Участники рассаживаются за столы согласно заданию (звуки звонкие и глухие). При входе участники получают букву.
Ведущий:
Групповая игра «Всеобщее внимание»
Цель игры: формирование чувства общности, формирование доброжелательного отношения друг к другу.
Все сидят. Ведущий предлагает выполнить какое-либо действие тем взрослым, у которых есть что-то общее.
Примеры:
Пускай постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение.
Пусть похлопают в ладоши все, у кого серые глаза.
Пусть коснуться кончика носа все, у кого есть что-то розовое в одежде.
Пусть погладят себя по голове все, кто съел весь завтрак.
Пусть улыбнуться все, у кого есть собака.
Пусть скажут «гав» все, кто живет выше пятого этажа.
 
В конце игры делается вывод о том, что у ребят много общего - такого, о чем они не знали раньше.
 
Ведущий:
Задание №1 «Разминка»
1. Назовите гласные звуки.
2. Сколько звуков в слове «яблоко» (7).
3. Какое слово длиннее «карандаш» или «карандашик»?
4. Назовите общий звук в словах «мышь», «петушок», «шуба», «штаны»
5. Сколько букв в слове «печь»?
6. Назовите звук дрожащий?
7. Назовите звуки всегда мягкие (ч, щ, й)
8. Назовите звуки всегда твердые (ш, ж, ц)
9. Назовите свистящие звуки (с, з, ц)
10. Сколько шипящих звуков в слове «часовщик» (2)
 
Задание № 2 «Знатоки»
Подобрать к правильному ответу к вопросу.
1 команда.
Звуковая культура речи – это
- умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами.
- грамотно произносить все звуки речи
- говорить тихо, не кричать и на визжать.
 
Речевой слух включает:
- восприятие темпа и ритма речи
- звуковысотный слух, слуховое внимание, фонематический слух, восприятие темпа и ритма речи
- физический слух, звуковысотный слух, слуховое внимание
 
Интонационная выразительность речи:
- красивое оформление высказывания
- правильная постановка логического ударения
- умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.
 
2 команда.
Основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи – это
- формирование правильного звукопроизношения
- воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитание выразительности детской речи
- формирование интонационной выразительности речи
 
Орфоэпия русского литературного языка – это:
- правильное произношение звуков и ударений в словах
- система правил, определяющих единообразие способов передачи речи на письме
- раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка, т.е. способы образования и изменения звуков в речи, а также их акустические свойства.
 
Речевое дыхание это:
- дыхание во время речевого акта
- умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами
- умение производить продолжительный плавный вдох и короткий выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами
 
Пауза
Упражнение на развитие дыхательных мышц и укрепление голосового аппарата «Ветер»
Взрослые делают crescendo и diminuendo на звуки [у], [о], [а], [и]. Взрослые молчат, прижимая ладони друг к другу. Разводят руки в стороны — усиливают звучание; приближают ладони друг к другу — звук затихает.
Задание № 3 «Будьте внимательны. Орфоэпическая зарядка»
Ведущий:
- Надо понимать, что мы говорим так, как говорит или говорило наше окружение, так мы привыкли. Все иное воспринимается как странное.
 
Менять или не менять произношение, если мы вдруг узнали, что говорим неправильно. Каждый решает это для себя сам, хотя иногда правильного произношения требует профессия (диктор, учитель, журналист, актер и др.)
 
В прочем, существует история об одном советском академике. История иллюстрирует дифференцированный подход к нормам. Произошла она очень давно.
 
Этого академика спросили, как он говорит пОртфель или портфЕль. Он ответил: «Это, смотря, где я буду. В родной деревне скажу пОртфель, иначе будут думать, что я зазнался. На заседании Академии наук скажу портфЕль, иначе академик Виноградов будет морщиться».
Команда 1
Кровоточить, облегчить, ободрить, обострить, одолжить, плодоносить, положить, убыстрить, углубить, усугубить
 
Команда № 2
Закупорить, клеить, озлобить, осведомиться, теплиться, опошлить, предвосхитить, надоумить, перчить
 
 
Задание № 4 «Я - артист!»
Произнесение фразы с определенной целевой установкой словесного действия.
Команда 1
1. Произносите фразу «Миша умеет танцевать»
- удивите;
- огорчите;
- иронизируйте;
- восхитите;
- разгневайте;
- констатируйте факт.
2. Прочтите предложение несколько раз, каждый раз выделяя голосом следующее слово.
 
Наша Таня громко плачет.
Наша Таня громко плачет.
Наша Таня громко плачет.
Наша Таня громко плачет.
 
3. Расскажите стихотворение шепотом, тихо, обычным голосом или громко.
Андрей-воробей!
Не гоняй голубей,
Гоняй галочек
Из-под палочек.
 
Команда № 2
 
1. Произносите фразу «Таня рисует карандашами»
- удивите;
- огорчите;
- иронизируйте;
- восхитите;
- разгневайте;
- констатируйте факт.
 
2. Прочтите предложение несколько раз, каждый раз выделяя голосом следующее слово.
Мишка косолапый по лесу идет.
Мишка косолапый по лесу идет.
Мишка косолапый по лесу идет.
Мишка косолапый по лесу идет.
 
3. Расскажите стихотворение шепотом, тихо, обычным голосом или громко.
 
Божья коровка,
Полети на небо,
Принеси нам хлеба
Черного и белого,
Только не горелого.
 
Задание № 5 «Без слов».
Цель: узнать ритмический рисунок двух стихотворных текстов, контрастных по интонационному рисунку
 
Команда отстукивает ритмический рисунок. Другая команда должна догадаться какой текст?
 
Команда 1 (отстукивает ритм 1-го стихотворения)
 
Зайку бросила хозяйка, Идет бычок качается,
Под дождем остался зайка. Вздыхает на ходу:
Со скамейки слезть не смог – «Ах, доска кончается,
Весь до ниточки промок. Сейчас я упаду»
 
Команда 2 (отстукивает ритм 2-го стихотворения)
 
Наша Таня громко плачет, Тише мыши
Уронила в речку мячик, Не шумите,
Тише Танечка не плачь, Нашу Машу не будите
Не утонет в речке мяч.
 
 
Задание № 6. Самостоятельная деятельность педагогов
 
Команда № 1
Придумать игру на развитие слухового внимания для дошкольников младшего, среднего и старшего возраста.
 
Команда № 2
Придумать игру на развитие речевого дыхания для дошкольников младшего, среднего и старшего возраста.
 
Рефлексия
Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:
Большой – для меня было важным и интересным…
Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…
Средний – мне было трудно (мне не понравилось) …
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
Мизинец – для меня было недостаточно…

Copyright MyCorp © 2019