Цель. Расширение знаний учителей-логопедов по вопросу внедрения ФГОС ДО в деятельность.
- Повысить теоретический уровень педагогов по вопросу использования современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс.
- Активизировать знания учителей-логопедов об основных видах деятельности детей в ДОУ.
- Совершенствовать умение дискутировать, выступать.
- Развивать личностные профессиональные качества учителей-логопедов.
Участники: учителя-логопеды ДОУ.
Регламент: 1 час Предварительная работа:
- изучение научно - методической литературы по данной тематике.
Методы активного обучения:
- дискуссия;
- игровые;
- неигровые методы (анализ конкретных ситуаций, решение ситуативных задач).
- выставка литературы;
- песочные часы:
- ромашка.
План деловой игры:
- Мотивационно - организационный этап.
- Содержательный этап.
- Заключительный этап.
1. Мотивационно - организационный этап.
Уважаемые коллеги! ФГОС дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований, предъявляемых к дошкольному образованию. В Стандарте учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ.
В структуру Программы включена коррекционная работа и (или) инклюзивное образование.
Коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, разностороннее развитие воспитанников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей. Именно учитель-логопед осуществляет коррекционную работу в ДОУ, и должен обладать необходимыми умениями и навыками для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Я приглашаю Вас на деловую игру, где мы вспомним образовательные технологии, основные виды деятельности детей, будем решать проблемные задачи.
Нам необходимо выбрать экспертов для оценки результатов и подведения итогов игры.
Правила игры:
- Работать дружно, согласованно.
- Соблюдать порядок и тишину.
- Уметь слушать другого.
- За другую команду не отвечать, иначе снимается 3 балла.
- Выслушать задание до конца.
- Отвечать громко, но не хором.
Распределение на команды (лепесток с существительным, имеющим только единственное число - 1 команда, лепесток с существительным имеющим только множественное число - 2 команда). Слова: мебель, крестьянство, сырьё, листва, дичь, молодежь, пальто, мороженое (ед. число, ножницы, часы, шахматы, каникулы, очки, ворота, брюки, сутки - мн. число)
Каждой команде дается время на обдумывание ответа от 1 до 3 минут.
Каждая команда придумывает название.
2. Содержательный этап.
- «Разминка»
. Игра «Ассоциации». Ведущий называет слово, каждый последующий участник называет слово по ассоциации.
- «Познавательная»
Вопросы 1 команде:
- Расшифруйте аббревиатуру ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования).
- Что такое здоровьесберегающая технология? (это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников);
- Назовите здоровьесберегающие технологии, используемые в логопедии (ритмопластика, динамические паузы, подвижные игры, релаксация, различные виды гимнастик, самомассаж, точечный массаж, психогимнастика, фонетическая ритмика, песочная терапия, арттерапия, сказкотерапия, арикулотерапия и др.)
- Назовите инновационный метод личностного и профессионального роста педагогов (проектная деятельность).
Вопросы 2 команде:
- Расшифруйте аббревиатуру ОВЗ (Ограниченные возможности здоровья).
- Что такое «Педагогическая технология»? - (это строго научное прогнозирование (проектирование) и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов);
- Назовите современные образовательные технологии (личностно-ориентированные, социо-игровые, проектирования, здоровьеразвивающие, управленческие, информационные).
- В чем отличие инклюзивного образования от интеграции? (Под интеграцией подразумевается частичное нахождение ребенка с особыми образовательными потребностями в группе обычных детей).
- «Теоретическая»
Капитаны команд выбирают по одному цветку. На каждом лепестке вопрос, ответ на зеленом листике. Необходимо подобрать к вопросу ответ.
Вопросы 1 команде.
- Организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач различной сложности и проблематики. (ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД)
- Формы организации личностно-ориентированной технологии
(ЗАНЯТИЯ, СПОРТИВНЫЕ ДОСУГИ, УПРАЖНЕНИЯ, НАБЛЮДЕНИЯ, ГИМНАСТИКИ, МАССАЖ, ЭТЮДЫ, ТРЕНЕНГИ, ОБРАЗНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ).
- Обучение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной среде (ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ).
- Способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей (МЕТОДЫ).
Вопросы 2 команде.
- О чем речь? Личностно-ориентированные, социо-игровые, проектирования, здоровьеразвивающие, управленческие (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ).
- Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ).
- Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ТЕХНОЛОГИЯ).
- Автоматизированное умение, выражающееся в способности быстро и безошибочно выполнять действия на основе имеющихся знаний. Формируется на основе многократного выполнения определенных действий (НАВЫК).
- «Эрудиты»
Каждой команде необходимо написать как можно больше педагогических технологий по речевому развитию.
Педагогические технологии развития связной речи
- мнемотехника
- моделирование
- беседа
- описание
- повествование
- рассуждение
- пересказ
- рассказ по сюжетной картинке
- рассказ-описание по пейзажной картине
- творческий рассказ
- рассказ о будущих играх
- рассказывание по памяти
- составление сравнений
- составление загадок
- составление метафор
- «Доказательная»
Капитаны команд выбирают конверт с заданием. Необходимо выбрать правильное утверждение и доказать правильность ответа.
Задания 1 команде.
- Технология проектирования включает сказкотерапию, фонетическую ритмику, тренинги.
- Информационно-коммуникативная технология включает работу с компьютером, презентацией, компьютерными играми.
- Здоровьеразвивающая технология включает работу органов самоуправления, мониторинг, исследования.
Задания 2 команде.
- Коррекционная работа учителя-логопеда направлена на коррекцию звукопроизношения у детей.
- Коррекционная работа учителя-логопеда направлена на коррекцию психических процессов ребенка-логопата.
- Коррекционная работа учителя-логопеда направлена на освоение детьми с ОВЗ Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
- «Практическая»
Командам предлагаются следующие задания:
- Сформулируйте целевые ориентиры к ИОД по теме «Составление описательного рассказа по картине» (хорошо владеет устной речью, умеет выражать свои мысли, грамотно строит речевое высказывание, обладает развитым воображением).
- Создайте мотивационное поле к ИОД учителя-логопеда (группа ОНР).
- Проведите рефлексию (зачем, для чего, удалось ли).
3. Заключительный этап.
Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области ФГОС ДО; вспомнили образовательные технологии.
Библиография.
- [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.firo.ru/?page_id=11003
- Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова. – М., 2004.