Вход на сайт

Поиск

Это интересно!


Умные игры!

 

Энциклопедия для мам и пап

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 26.04.2024, 20:34
Приветствую Вас Гость | RSS
  Сайт учителя-логопеда Дуркиной Марины Владимировны
 
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Использование технологии моделирования в работе с детьми-логопатами.

В основе Федеральных Государственных Образовательных Стандартов   лежит системно-деятельностный подход,  который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования; ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД) [6].

Одним из принципов, вступившего в силу Федерального Государственного Образовательного Стандарта, является принцип осуществления образовательной деятельности в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности [6].

А.Н. Леонтьев говорил, что «деятельность - это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние  переходы и превращения, свое развитие» [3, с.30].  

Деятельностный метод - это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Развитие  дошкольника, прежде всего, осуществляется в игре, так как    она  является  ведущим видом деятельности в  данном возрасте.   Понятие «ведущей деятельности» ввел Д. Б. Эльконин.  Это деятельность, которая соответствует наиболее значимому мотиву в тот или иной возрастной период или в той или иной личностно значимой ситуации.

По словам С. Л.  Рубинштейна,  игра теснейшим образом связана с развитием личности: «Личность и ее роль в жизни теснейшим образом взаимосвязаны; и в игре через роли, которые ребенок на себя принимает, формируется и развивается его личность, он сам» [4].    

        Развитие основных познавательных процессов ребенка в дошкольном детстве может идти стихийно, и управляемо, организованно и не организованно.   Уровень интеллекта, достигаемый ребенком к 6 - 7 годам, а также степень его готовности к обучению в школе,  существенно зависят от того, насколько продуманным было обучение ребенка в семье и в дошкольном учреждении.  Это  важные годы, вносящие  большой вклад в познавательное развитие  ребенка.

В данном возрасте у детей открываются большие возможности для формирования  и совершенствования когнитивных процессов,  таких как  восприятие,  через формирование сенсорных действий, сознательно регулируемых и направляемых на преобразование воспринимаемой действительности с целью построения ее адекватных образов, речи, через развитие навыков коммуникации, вербального мышления, литературного творчества, памяти, через  ассоциации,   образы, повторения.

В последние годы актуальность проблемы речевого здоровья детей    значительно возросла.

С  увеличением числа нервно-психических и соматических заболеваний дошкольников задерживается формирование у  них всех психических функций.   И, как следствие, все больше появляется детей с нарушениями речи, тогда как в настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.  

Развитие речи базируется на четырех основных психических процессах: внимании, восприятии различной модальности, памяти и мышлении. Сформированность этих процессов является первичной базой для развития речи, тогда как, напротив, их несформированность приводит к речевым нарушениям.

Предупреждение речевых нарушений их коррекция,   формирование  грамматически  правильной речи  сегодня  приобретает особое  значение.  Так как от уровня речевого развития зависит готовность или  неготовность ребенка к успешному овладению предметными и метапредметными умениями в школе.  

В связи с этим встает вопрос: как же развить  психические процессы у детей - логопатов, учитывая их речевые, возрастные, индивидуальные особенности?

Современные  деятельностные  технологии, позволяют  добиться значительных успехов  в работе с детьми – логопатами.  Они предполагают, что формирование личности ребенка и продвижение его в развитии, происходит не тогда, когда он получает готовые знания, а тогда, когда он сам их «открывает».

Технология деятельностного подхода базируется на ряде принципов. Одними из которых,  являются принцип творчества, когда предполагается  максимальная ориентация на творческое начало в познавательной деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности; принцип непрерывности,  который  означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.   Данные  принципы  наиболее ярко прослеживаются в технологии моделирования, которую я активно использую в работе с детьми – логопатами.

 Опираясь на  исследования психологов,    я сделала выводы, что главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.

Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. И если  моя цель речевое развитие дошкольника,  то для начала, как базовые психические функции необходимо развить память,   богатое воображение, способность к замещению, различным преобразованием, умение находить взаимосвязь, надо научить его «читать» графическую аналогию.  

Важную роль в речевом развитии играет память. Методов для развития памяти существует много, один из них – мнемотехника.

Мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей) [7].

Ассоциация — мысленная связь между двумя предметами.   Для того, чтобы дошкольнику запомнить множество  различных фактов, их нужно   ассоциировать с тем, что  ему близко,  достаточно знакомо.  Эти  приемы особенно важны для  детей - логопатов,  потому что мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.  Используя  мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы в непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками по  развитию речи  я добиваюсь от детей более эффективного восприятия информации, перекодировки, сохранения и  передачи  её в соответствии с поставленными мною задачами.

Особенностью  мнемотехники является  использование изображений предметов и символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, словосочетаний.  Символы  должны быть максимально приближены к речевому материалу. 

Моделирование — это игра только для ребёнка. Для взрослого это достаточно жесткая система приемов, рекомендаций и требований.

 Моя деятельность с детьми в данном направлении состоит из нескольких этапов, в течение которых я осуществляю следующие задачи:

Этап 1. Чтение стихотворения, потешки, короткого произведения с заданным звуком.

Этап 2. Перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3. Выполняется графическая зарисовка мнемотаблицы (мнемодорожки) детьми самостоятельно.

Этап 4. Пересказ (дословное повторение) произведения с опорой на символы (образы), то есть происходит отработка метода запоминания.

Опорным в мнемотаблице является изображение главных героев произведения, через которые идёт осознание происходящего, понимание самого произведения, которое «завязано» вокруг её главных героев.

В таблице схематически возможно изображение персонажей произведений, явлений природы, некоторых действий, то есть можно нарисовать всё то, что происходит в произведении, но так, чтобы нарисованное было понятно детям.  

Используя  технику работы с мнемотаблицей, дошкольник способен самостоятельно придумывать чистоговорки, рассказы, сказки и воспроизводить их взрослым.    Он получает не готовое произведение, заданное педагогом, а только самоопределение к деятельности, то есть создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу) и выделяется содержательная область (могу).

Данный подход  способствует развитию и формированию у  дошкольников  творческого воображения, памяти, внимания, и что самое главное позволяет учителю-логопеду добиться развернутых грамотных высказываний, автоматизации поставленных звуков, повышает интерес к занятиям, повышает эффективность логопедической работы. 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1. Большова  Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
  2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т.И.Бабаевой, ЗА. Михайловой, Л.М. Гурович - СПб.: Детство-Пpecc, 2008 г.
  3. А.Н.Леонтьев "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.СОЗНАНИЕ.ЛИЧНОСТЬ"http://www.koob.ru, с.30
  4. С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб., 1998.
  5. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. 16-21 с.
  6.  http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/3447/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/2280/13.06.14-%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1-%D0%94%D0%9E.pdf (минобрнауки РФ)
  7. http://ru.wikipedia.

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: marina (10.03.2015)
Просмотров: 491 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Copyright MyCorp © 2024