Вход на сайт

Поиск

Это интересно!


Умные игры!

 

Энциклопедия для мам и пап

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 26.04.2024, 20:45
Приветствую Вас Гость | RSS
  Сайт учителя-логопеда Дуркиной Марины Владимировны
 
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Организация совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя по преодолению несформированности фонематической стороны речи дошкольника

Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу.

  В современной логопедии особую значимость приобретает проблема сложного дефекта речи, при котором речевые нарушения сопровождаются другими отклонениями психического развития, зрительными нарушениями, которые осложняют формирование речи.  Успешно подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия. Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости, слогов, структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

  Как правило, работа по формированию фонематической стороны речи у детей в условиях сада ведется воспитателями. Работая с детьми, я обратила внимание на то, что данный дефект «не бросается в глаза», и, следовательно, не беспокоит педагогов, поэтому дети часто остаются без своевременной помощи, что приводит в дальнейшем к стойким нарушениям чтения и письма в школьном возрасте.

Поэтому возникла необходимость систематизировать имеющийся материал по формированию фонематической стороны речи у детей с целью развития практических умений и навыков воспитателей и повышение их профессионального уровня по данному вопросу, ведь сегодня воспитатель должен владеть современными методами и приемами работы.  В условиях логопедического пункта очень сложно оказать ребенку полноценную помощь, поэтому только сотрудничество грамотного педагога и учителя-логопеда, работающих в тесном контакте, с учетом современных требований времени, будет способствовать преодолению несформированности фонематической стороны речи.

Таким образом, совместная работа воспитателя и логопеда по коррекции фонематической стороны речи – залог успешного обучения ребенка в школе.

Взаимосвязь фонематического восприятия с фонетической и лексико-грамматической стороной речи бесспорна. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дошкольники намного лучше воспринимают и выделяют окончания слов, приставки, суффиксы, выделяют предлоги в предложении, что важно для формирования грамотного чтения и письма.

   Проведя речевой мониторинг детей старшего дошкольного возраста, я выяснила, что до 50% детей, а с патологией зрения и до 70%, имеют фонетико-фонематические недоразвития, в той или иной степени. Но, к сожалению, в условиях логопедического пункта нет возможности оказать помощь всем нуждающимся по ряду причин: различные дефекты речи, различный уровень сформированности когнитивных процессов, свой темп усвоения материала, соматически ослабленные дети и др. Поэтому большая часть работа по формированию фонематических процессов ложится на плечи воспитателя. Прежде, чем начать работу с воспитателями, необходимо было выявить уровень их компетентности по данному вопросу.

   С этой целью был проведен анализ уровня знаний педагогов по проблеме через анкетирование.    Анализ анкет показал, что воспитатели обладают недостаточными знаниями    по ряду вопросов: затрудняются дать определение «Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи?». На вопрос «Что такое фонетика?» тоже не всегда давали полные и правильные ответы. Вопрос «Чем отличается фонематический слух от фонематического восприятия?» вызывал наибольшие затруднения.  Не все педагоги имели представление о значении фонематического слуха и восприятия в речевом развитии ребенка, а также в дальнейшем его влиянии на процесс обучения чтению и письму в школе. Сказывалась нехватка теоретических знаний, недостаток практических умений и навыков, сама проблема казалась несущественной.  

   Учитывая важность данного вопроса, и на основе полученных данных, мы выстроили систему совместной работы.   Она представлена в перспективном плане, включающем   такие формы работы, как проведение семинаров, практикумов, круглых столов, взаимопосещение НОД, устные и письменные консультации, организацию выставок, оформление индивидуальных консультационных папок, ознакомление с новинками литературы, проведение совместных НОД, сотрудничество в работе с психологом и музыкальным руководителем, проведение деловых игр, диспутов, анкетирование.  

Итак, вся работа строилась в четыре этапа, проводилась в течение двух лет.

1 – начальное анкетирование педагогов;

2 – планирование совместной работы.  Определение целей, задач, форм работы;

3 – реализация плана;

4 – итоговое анкетирование педагогов.

План работы с воспитателями

1 год работы.

 Дата

 Тема.

 Форма проведения.

 Технологии.

 

Октябрь.

 

«Методы определения уровня сформированности фонематического слуха у детей».

 

 

Круглый стол.

Определение уровня сформированности фонематического слуха и восприятия через использование тестовых заданий. Осуществляется индивидуально с каждым ребенком. Используется картинный и речевой материал.

 

Ноябрь.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи»,
 «Преодоление несовершенств детской речи».

 

Консультация.

Изучение теоретического материала по проблеме: знакомство с литературой, мнением авторов, разбор терминов, определений

 

Декабрь.

 

«Неречевые звуки».

 

Обучение практическим умениям.

 

Изучение опыта работы тифлопедагога Измоденовой В.А., использование игр по развитию слухового восприятия на занятиях. Примеры игр с детьми.

 

Январь.

 

«Азбука дыхания».

 

Консультация.

Мастер – класс.

 

 

 

 

 Изучение теоретических основ о важности правильного речевого дыхания, о несовершенствах речевого дыхания детей. Примеры использования игр и упражнений по дыханию. Дать возможность воспитателям самостоятельно выполнить упражнения на дыхание, что является залогом красивой, ясной, четкой речи, необходимой педагогу   для общения с детьми.

 

Февраль.

 

«Речевое внимание».

«Речевой слух».

 

Практикум.

 

Знакомство с методами и приемами развития речевого внимания и речевого слуха, которые необходимы для развития фонематического слуха и восприятия, через изучение литературы, проведение игр с детьми. Организация выставки «Речевые игры».

 

Март.

 

«Использование элементов фонетической ритмики на занятиях с детьми, имеющими патологию зрения».

 

Мастер – класс.

 

Знакомство воспитателей с пособием Т.М. Власовой,

А.Н. Пфафенродт «Фонетическая ритмика». Проводится совместно с музыкальным работником. Показ упражнений, выполнение воспитателями. Оформление консультационной папки, включающей работу над голосом, речевым дыханием, слитностью речи, ритмом, темпом, интонацией.

 

Апрель.

 

«Характеристика звука по акустическо - артикуляторным признакам».

 

Консультация.

Обобщение знаний воспитателей о фонеме – как единице речи.

Развитие интереса к познанию родного языка.

Знакомство с артикуляционными профилями, показ и объяснение.

 

2 год работы

 Дата.

 Тема.

 Форма проведения.

 Технологии.

 

Октябрь
 

 

«Методы и приемы, используемые в работе над звуком».

 

Мастер – класс.

Знакомство воспитателей с жителями страны Грамота – мальчиками и девочками. Изучение опорных сигналов, схем, которые способствуют запоминанию характеристики звука, учат детей анализировать имеющуюся информацию и делать на ее основе правильные выводы.

Просмотр занятия с детьми.

 

Ноябрь.

 

«Значение психогимнастики в работе с детьми».

 

 Практикум.

 

  Совместная работа с психологом.

 Обогащение знаний воспитателей по вопросу проведения психогимнастики, ее роли в работе с детьми, имеющими несформированность фонематической стороны речи. Показ этюдов и игр на развитие памяти, внимания, преодоление двигательного автоматизма. Развитие у педагогов чувства эмпатии.

Свободный обмен мнениями.

Ноябрь

«Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение»

Консультация.

Мастер-класс.

Знакомство с теоретическим материалом по вопросу.  Примеры кинезиологических комплексов, для развития мышления, речи дошкольников.

 

Декабрь

 

«Использование слов – паронимов для развития фонематического слуха».

 

 

Практикум.

 

 

 

 

 

 

Слова – паронимы. Игры и задания с использованием слов - паронимов на формирование фонематического слуха у детей.  Оформление консультативного материала.

 

Январь.

 

 

«Дифференциация фонем,
 дифференциация слогов».

 

 

 Практикум.

Просмотр занятия с детьми, с целью изучения опыта, приобретения новых знаний.

 

Февраль

 

«Использование песка и воды в работе по преодолению недостатков фонематического слуха и восприятия».

 

 

Практикум

Знакомство воспитателей с нетрадиционными формами работы по преодолению несформированности фонематических процессов. «Песочная терапия» как средство работы с детьми, испытывающими различные трудности в обучении, в поведении.  Знакомство с литературой. Показ игр и упражнений.

 

Март.

 

«Звуковой анализ слова».

 

  Мастер - класс.

 

Свободный обмен мнениями, опытом работы.

Обобщение знаний воспитателей по проблеме: использование звуковых линеек, фишек, схем, опорных сигналов, ребусов, кроссвордов. Выставка литературы, наглядных, речевых игр.

 

Апрель.

 

«Неповторимый русский язык».

 

Деловая игра

Подведение итогов работы, закрепление полученных знаний

 

 Май.

 

 

Итоги работы.

 

 

 

 

 

Беседа.

 

 

 

 

Анкетирование.

 

Обсуждение результатов работы, перспективы на будущее.

 

Выяснить мнение воспитателей о целесообразности и важности проведения данной работы.

 

В ходе проведения мероприятий, воспитатели познакомились с основными методами и приемами определения уровня сформированности фонематического слуха и восприятия у детей. Педагогам был предложен вопросник «Методы определения уровня сформированности фонематического слуха и восприятия у детей», дающий возможность выяснить уровень сформированности   фонематических процессов.

Затем, проводя консультации «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи» и «Необходимость преодоления несовершенств детской речи», мы обозначили ключевые понятия, выделили основные состояния фонетико-фонематического недоразвития речи, обратили внимание на необходимость преодоления нарушений звукопроизношения, оценили важную роль воспитателя в закреплении правильного произношения, необходимого в процессе овладения грамотой.

Свою работу мы старались строить с учетом поэтапного формирования фонематических процессов у детей.

Для развития фонематического слуха и восприятия необходимо:

  • Развитие слухового внимания.
  • Развитие речевого слуха.
  • Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.

Всю систему работы по развитию у детей способности слышать, повторять, выделять, дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

1 этап – узнавание неречевых звуков;

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;

3 этап -  различение слов, близких по звуковому составу;

4 этап – дифференциация слогов;

5 этап – дифференциация фонем;

6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа. 

Практикум «Неречевые звуки» очень актуален, особенно для воспитателей офтальмологических групп. Обучение практическим умениям осуществлялось с опорой на авторскую работу тифлопедагога Измоденовой В.А. Дети с патологией зрения еще не осознают, что их зрение неполноценно, они полностью доверяют своей зрительной информации, поступающей из окружающего мира, и не используют компенсаторные возможности слухового аппарата. Поэтому ученые Денискина В.З., Литвак А., Солнцева Л.И. и другие рекомендуют слабовидящим детям представление о том, что не всегда надо стремиться к зрительной ориентации, особенно если она затруднена. Важно развивать слуховое внимание, используя различные неречевые звуки: звуки живой и неживой природы, шум транспорта, музыкальные звуки, бытовые шумы и другие.

Далее мы рассмотрели вопросы речевого дыхания.  Оно    необходимо для формирования красивого, звучного голоса, четкой дикции, правильного произношения. Разминки для развития дыхания   используются как на занятиях, так и в режимных моментах.  

Следующий рассмотренный нами вопрос – речевое внимание. От развития речевого внимания, речевого слуха, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата зависит чистота речи. Все эти компоненты без специальной «тренировки» часто не достигают нужного уровня развития. Практические игры и упражнения, помогут воспитателю в работе с детьми.

Дети, имеющие недоразвитие фонематической стороны речи, часто имеют и нарушение ритмико-интонационной ее стороны. Уверена, что метод фонетической ритмики, предложенный Власовой Т.М и Пфафенродт А.Н. в 1989г, можно и даже нужно использовать в работе с детьми. Мастер – класс проводился совместно с музыкальным работником. Фонетическая ритмика способствует соединению работы речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики, коррекции произносительных навыков, развивает слуховое восприятие, нормализует речевое дыхание, развивает чувство ритма и умение изменять силу и высоту голоса. Упражнения можно проводить как с музыкальным сопровождением, так и без него.

 Хотелось обратить внимание на то, что во всех случаях речь воспитателя должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной.

Консультация «Характеристика звука по акустическим и артикуляторным признакам» помогла педагогам разобраться в сложных вопросах местообразования звука, участии голоса в образовании звука, органах артикуляционного аппарата, принимающих участие в образовании звука.

Работая с детьми, имеющими недоразвитие фонематической стороны речи, очень важно использование наглядности, различных опорных сигналов, схем. При проведении мастер – класса «Методы и приемы, используемые в работе над звуком», воспитателям   предлагались различные методы и приемы, опорные схемы и сигналы, которые способствуют лучшему усвоению детьми звуков и их характеристик. Данный материал поможет ребятам быстро и легко запомнить сложные понятия: гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой, парный – непарный.  

Очень часто дети с речевой патологией утомляемы, истощены, непоседливы, вспыльчивы, замкнуты. Тогда на помощь воспитателю может прийти психогимнастика. Предварительно познакомившись с пособием М.И. Чистяковой «Психогимнастика», мы провели диспут «Значение психогимнастики в работе с детьми». Он помог педагогам ответить на ряд вопросов: «Что такое психогимнастика? Какое отношение она имеет к проблеме фонетико-фонематического недоразвития речи? Какие вспомогательные средства общения способствуют коррекции настроения? Нужна ли психогимнастика в детском саду? На каком этапе занятия можно проводить психогимнастику?».

Практикум «Слова - паронимы» посвящен теме различения слов близких по звуковому составу.  Воспитателям были предложены упражнения, способствующие тренировке данного навыка.

Следующий этап работы - это практикум и консультация «Дифференциация слогов, дифференциация фонем». Дети, имеющие недоразвитие фонематической стороны речи, испытывают значительные сложности в различении фонем сходных по артикуляторно – акустическим признакам. Этот этап работы с детьми достаточно длительный, требующий от воспитателя терпения, определенных знаний, опыта. Я постаралась доступно изложить данный вопрос, используя примеры из опыта своей работы, опираясь на конкретные задания. Показала важность данной работы для последующего успешного обучения ребенка в школе. Предложила подборку игр и упражнений, чистоговорок для коррекции данного дефекта.

В коррекционной работе с детьми целесообразно использование нетрадиционных методов и приемов. Работа с песком и водой прямое тому подтверждение. Погружение обеих рук в песок или теплую воду снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение, развивает моторику рук. Такие занятия лучше проводить индивидуально или небольшими подгруппами.  Выполняя работу, таким образом, можно заниматься формированием и коррекцией недостатков фонематического слуха и восприятия, используя различные приемы, упражнения, игры.

   Затем был проведен мастер – класс «Звуковой анализ слова». На нем педагоги могли свободно обмениваться мнениями, высказывать суждения, доказывать и отстаивать свою точку зрения.       Работа с ребусами, фишками, звуковыми линейками, символами помогает дошкольникам овладеть звуковым анализом, а это подготовка к овладению самостоятельным   чтением и письмом.

Формирование фонематических процессов, а также обучение грамоте производится только на материале правильно произносимых ребенком звуков и слов, в противном случае невозможно обеспечить точную и прочную связь между звуком и буквой.   

Заключительный этап работы – деловая игра «Неповторимый русский язык», в рамках которой воспитатели в интересной форме   выполняли различные практические задания, способствующие закреплению знаний и умений, направленных на формирование фонематического слуха и восприятия у детей.

    В конце курса с воспитателями было проведено анкетирование, цель которого -   выяснить их мнение о целесообразности и важности проделанной работы.

За период работы воспитатели овладели необходимыми теоретическими и практическими знаниями: обогатили свой теоретический уровень по проблеме, научились определять уровень сформированности фонематического слуха и восприятия у детей.  Стали использовать нетрадиционные формы работы: пескотерапию, фонетическую ритмику, игры с водой, психогимнастику, кинезиологические упражнения, а также применять в коррекционной индивидуальной работе речевые игры и упражнения. Дети научились слышать звуки, выделять место звука в слове, осуществлять звуко–слоговой анализ, многие дети умеют читать.  

 

Список литературы

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 160 с.+ цв. вкл. 48 с.
  2. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1966. – 240 с.: илл.
  3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
  4. Гризик Т. И. Развитие речи детей 4 – 5 лет: Метод.пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2004. – 221 с.: ил.
  5. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, - 112 с.
  6. Лапп Е. А. Развитие связной речи у детей 5 – 7 лет с нарушениями зрения: планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 256 с. –  (Логопед в ДОУ).
  7. Научно-методический журнал «Логопед» №1 2008 год, №2 2008 год, №6 2008 год.
  8. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1900. -  224 с.
  9. Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.: ил.  
Категория: Мои статьи | Добавил: marina (10.03.2015)
Просмотров: 506 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Copyright MyCorp © 2024