Вход на сайт

Поиск

Это интересно!


Умные игры!

 

Энциклопедия для мам и пап

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 29.03.2024, 12:32
Приветствую Вас Гость | RSS
  Сайт учителя-логопеда Дуркиной Марины Владимировны
 
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Проектная деятельность учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО.

  Новые социально-экономические отношения в современном обществе  привели к  изменениям, происходящим в системе дошкольного образования, развитие которой  за последние годы  поднялось на более  качественный  уровень:  приняты новый «Закон об образовании» РФ, Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования.

   Федеральные  Государственные Образовательные Стандарты  дошкольного образования утверждают    основные  принципы,  такие как,    содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности и ряд других. Современный дошкольник на этапе окончания дошкольного образования должен хорошо понимать устную речь, выражать свои мысли и желания, должен быть знаком с книжной культурой, с детской литературой,  способен к волевым усилиям в разных видах деятельности и т.д., что обеспечит успешное овладение предметными и метапредметными умениями в школе.

Учитывая это, в современных условиях и у педагога должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания  социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике  дошкольного возраста.

   Особые требования на современном этапе в работе с дошкольниками  предъявляются к деятельности  учителя-логопеда, задачами  которого является  ориентация на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учёт его психолого-возрастных и индивидуальных возможностей и склонностей,  организация видов деятельности, стимулирующих речевое развитие, мышление, фантазию, сотрудничество с семьями воспитанников, непосредственное  вовлечение  их в образовательный процесс, оказание при необходимости консультативной и  иной помощи.

   Деятельность учителя-логопеда   дошкольного логопедического  пункта  имеет определенные трудности, связанные с рядом причин:  большое количество воспитанников,  различные дефекты речи, различный уровень сформированности когнитивных процессов, различный темп усвоения материала, соматически ослабленные дети и др.  

  Для   выхода из данной ситуации необходим поиск новых, инновационных технологий  в работе с дошкольниками, тесное  сотрудничество  с  родителями с использованием нетрадиционных форм работы. На помощь приходят современные образовательные  технологии, которые я успешно  применяю  в процессе   непосредственно образовательной деятельности с детьми, в работе с родителями. 

  Одна из них  -   технология проектирования. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность  экспериментировать, синтезировать полученные знания,  развивать  речевые  способности, познавательный интерес, логическое мышление, творчество,  коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, помогает более эффективно  взаимодействовать с родителями воспитанников. Метод проектов  всегда предполагает постановку, решение  проблемы и получение результата.

   Организация проектной деятельности с родителями, воспитанниками, педагогами помогает  мне охватить более глубоко и  широко различные направления  в работе по речевому развитию.

   Опыт показывает, что использование проектного  метода   в работе с детьми старшего дошкольного возраста, предполагает развитие у них таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, умение планировать продуктивную деятельность. Он помогает  детям овладеть разными средствами речевой выразительности, и использовать приобретенные знания в самостоятельной деятельности.

   Качества, которые нужны дошкольнику для вхождения в новую деятельность, каковой является учение, закладываются не вне, а внутри «детских» видов деятельности. Основные из этих качеств -  произвольность умственных процессов, умение направлять их на решение определенных задач, на усвоение  и выполнение правил, достижение заранее намеченного результата и тесно связанное с этим овладение планированием своих действий, возможностью строить и воплощать (пусть пока еще не сложный) замысел.  В связи с этим встает вопрос: как же развить все эти качества у детей, учитывая их возрастные, индивидуальные особенности? Помочь нам может в этом художественная литература.

   Работая с  дошкольниками,  я  обратила внимание,  что  воспитанники  проявляют  интерес к художественной  литературе:  задают вопросы, обсуждают содержание, примеряют на себя образы героев. Я поняла, что  как учитель-логопед,  исходя из интересов детей,  могу решать речевые задачи через художественную литературу, а именно:  обогатить словарный  запас,  формировать грамматически правильную речь, диалогическую речь, связную речь.  

     К сожалению, дети не всегда воспринимают произведения в единстве его содержательной, смысловой и выразительной стороны, не всегда чувствуют красоту литературной речи,  затрудняются  объяснить  смысл произведения и свое отношение к нему. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста  снижено. 

  Не всегда дети и родители понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности человеческих взаимоотношений и социальных ценностей. У современного  дошкольника недостаточные знания о детских писателях   и поэтах, отдельных фактах их биографии и некоторых особенностях их  творчества.  

  Исходя из интересов детей,  и с целью расширения и систематизации знаний дошкольников о поэтах и писателях, воспитания любви к книге, обогащения словарного запаса  мы совместно с педагогом по речевому развитию разработали  творческие фронтальные краткосрочные проекты. Это «Пушкиниана» о творчестве А. С. Пушкина, «С. Я. Маршак – поэт и переводчик», «Детям о К. И. Чуковском», «К 100-летию С. Михалкова». Каждый проект завершился ярким мероприятием: литературным праздником с театрализованным представлением по сказкам А. С. Пушкина, викториной  «Счастливый случай» по произведениям К. И. Чуковского, интеллектуальной игрой КВН по произведениям Маршака, конкурсом чтецов по произведениям С. Михалкова.   

  Анализ деятельности по использованию проектов   показывает, что знания дошкольников  по проблеме систематизировались,  расширились,   увеличился словарный запас,  речь обогатилась образными выражениями,  сформировалось умение  составлять творческие рассказы.

  Подтверждением положительного развития этих умений является высокий  уровень речевого развития дошкольников.

  Основной  составляющей моей деятельности  является работа  над звуковой  культурой  речи: звукопроизношением,  фонематическим  слухом  и восприятием, речевым слухом.  Но без помощи родителей сложно справится с этой задачей.  На родительском  собрании   я увидела заинтересованность родителей в совместной деятельности и предложила им участвовать в совместном долгосрочном информационном проекте «Закрепляем, играя!».

    Его создание  было вызвано  необходимостью  приобщить родителей детей-логопатов  к  совместной работе по закреплению полученных речевых навыков, разработать    эффективные  методы и приемы   взаимодействия с родителями.    Думаю, что данный проект актуален и важен,  потому что  родители заинтересованы в повышении результативности логопедических занятий, но при этом не обладают достаточными педагогическими знаниями и достаточным количеством свободного времени. В ходе реализации проекта у детей повысилась  активность,  самостоятельность,  ответственность, интерес к познанию,  сформировались начальные навыки самоконтроля,  у родителей  повысилось  чувство ответственности, сформировался  навык совместного сотрудничества, понимание необходимости и важности закрепления знаний, полученных ребенком во время совместной деятельности со мною.  Во время работы  контакт с родителями  я осуществляю  как  лично, так и  по электронной почте и скайпу, что не ограничивает  время общения и  дает свободу выбора контакта. Родители получают для закрепления речевых навыков,  разработанные мной  презентации «Поможем Незнайке» и индивидуальную программу работы с ребенком.  В результате  проектной деятельности   ребенок-логопат овладел необходимыми умениями и навыками, улучшилось звукопроизношение, увеличился словарный запас,   повысился уровень речевого развития  (рис. 1,2).

Рисунок 1                                                                                                   Рисунок  2

(до  начала  проекта «Закрепляем, играя!»)                       (после завершения проекта «Закрепляем,  играя!»)                                                                                           

                     

   В семье для ребенка  были созданы такие условия,  когда он испытывает удовлетворение от общения  с родителями,   обогатил   словарный запас, научился правильно строить предложения, четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

    Использование проектного метода способствовало   проявлению большего интереса       родителей   к  коррекции  речи у  своих детей,  активизировало их совместную деятельность,  привело к более тесному сотрудничеству со мною, что   дало   положительные  результаты. В совместной работе с родителями  по организации проектной деятельности важны такие  её элементы: презентационные (наглядная  презентация результатов деятельности, изготовление предметов наглядности), информационные (структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации), коммуникативные (слушать и понимать других).

   В  моей работе   метод  проектов  необходим для  достижения  определенной цели  через детальную разработку проблемы (технологию), которая   завершается  вполне реальным, практическим результатом, а именно  -   высоким уровнем речевого развития.

  Ресурсы,  использованные при подготовке  статьи:

  1. http://www.edu.ru
  2. М. А. Захарова, Е. В. Костина «Проектная деятельность в детском саду: родители и дети» Школьная пресса, 2010 г.
  3. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса  «Проектная деятельность дошкольников», Мозаика-Синтез, 2008.
  4. Т. В. Хабарова Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: marina (10.03.2015)
Просмотров: 797 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Copyright MyCorp © 2024